Найти тему
Искры

Доминируй, доминанта! Восклицание №1: как Новосибирск боролся с синдромом столешницы

С самого рождения Новосибирск борется со своим врожденным даром и проклятием – со своей равнинной сущностью, с «эффектом скатерти». Получается с переменным успехом…

Фото Дмитрия Карышева, flickr.com
Фото Дмитрия Карышева, flickr.com

Пожалуй, вся жизнь Новосибирска — это смешение везения и столь же яркой невезухи. Причём того и другого поровну — и использованных шансов, и шансов досадно упущенных. И антифакторов, о которые город споткнулся на бегу, как непоседливый, не глядевший себе под ноги ребёнок.

Вот, к примеру, ландшафт, городская геодезия. Тут Ново-Николаевску/Новосибирску, как той спящей принцессе, достался настоящий подарок фей. Целый подарочный набор: мощная, живописная река; целая вязь малых рек; уверенные грунты над гранитной платформой (тут завистливо вздохнули зыбкий, подтекающий болотной жижей Санкт-Петербург и стоящая на карстовых холмах Уфа), плоский по большей части рельеф (устало хмыкнул Владивосток, изнурённый своими покатыми улицами на сопках).

При том и умеренные ландшафтные акценты на периферии есть — возвышенное плато, к примеру, пёстро-бархатное от рощ и ельников.

Для вдохновенного градостроителя природная фактура новосибирской локации — форменное лакомство.

Впрочем, новосибирское градостроительство мало когда бывало вдохновенным. Оно чаще было азартным. И ажиотажным. А это, согласитесь, несколько разные качества. Занимаясь собственным «бодибилдингом», юный город предпочитал развивать те детали своего телосложения, которые требовали наименьших усилий. И давали максимально скорострельный результат.

Мол, нам не надо наилучшей пользы послезавтра. Нам нужно сейчас! Нам ещё вчера нужно было!

Такая суетливая рациональность дала невкусные плоды ещё в самом отрочестве города: уже в 1910-х и гости, и представители властей мрачно констатировали, что облик Ново-Николаевска причудливым образом сочетает сумбурность и монотонность.

Спросите, как это вообще возможно? Да легко! Нашему герою это точно удалось на ура: на перепадах ландшафта, вдоль малых рек — деревянное месиво нахаловок, на удобной плоскости — скучноватая, утилитарно-торопливая застройка по казённым проектам. Без особых амбиций.

Нет, амбиции-то были, и немалые. Но сугубо коммерческие, рационалистские. И на эстетику места они редко распространялись.

И, что особо удивительно, панораму юного города не тонизировали даже объекты, которые на Руси исконно считались восклицательными знаками пейзажа, его пламенными свечами. Речь о церквях.

Первая ново-николаевская церковь - церковь пророка Даниила («Вокзальная церковь»). Снесена в 1930-е года. Фото: wikimedia.org
Первая ново-николаевская церковь - церковь пророка Даниила («Вокзальная церковь»). Снесена в 1930-е года. Фото: wikimedia.org

Ко второму десятилетию XX века в Ново-Николаевске было семь православных церквей, католический костёл, лютеранская кирха и магометанская мечеть. Деревянные церкви обладали очевидной купеческой удалью стиля (причудливые сочетания композиционных объёмов плюс резной, весьма «финтифлюшечный» декор). Но это был по большей части сомнительный эффект подмигивания в темноте. Ибо стояли многие эти здания не на панорамно выгодных местах, а по резонам жёсткого рацио. То есть при кладбищах — на периферии тогдашнего города.

Так что византийское соло собора Александра Невского звучало как-то одиноко. Деревянные церкви восклицательными знаками не стали. Оказались строчными буквами в довольно невнятном зодческом тексте.

«Вид на Ново-Николаевск с Туркинской мельницы», открытка конца XIX - начала XX века. Фото: temples.ru
«Вид на Ново-Николаевск с Туркинской мельницы», открытка конца XIX - начала XX века. Фото: temples.ru

Конечно, было по этому поводу беспокойство. И фрустрация. И рефлексия. И попытки возразить инерции.

К удачным попыткам, бесспорно, стоит причислить знаменитые «крячковские» школы. Андрей Дмитриевич Крячков был человеком с прививкой петербургской отточенной гармонии. Потому к телесности нескладного мальчишки Ново-Николаевска он подходил без всяких скидок на малолетство подопечного.

Начальные школы знаменитой «крячковской дюжины» встраивались в ткань города именно как акцентные объекты — в яркой двухцветной колористике (сочетание чистого кирпича и оштукатуренных поверхностей), на углу кварталов. И башенки с яркими кронами (купольно-коническими и четырёхгранными) феерически выделялись в плоском, приземистом городе. В пору своей новизны эти здания смотрелись настоящими небоскрёбами, дарами из светлого будущего. Благодаря этой детали обобщённый образ крячковской школы имеется в уме у каждого новосибирца, мало-мальски осведомлённого по части местной исторической застройки.

Здание городского училища по проекту А. Д. Крячкова на пересечении Красноярской и Переселенческой (ныне ул. 1905 года) улиц. Фото: wikimedia.org
Здание городского училища по проекту А. Д. Крячкова на пересечении Красноярской и Переселенческой (ныне ул. 1905 года) улиц. Фото: wikimedia.org

И что интересно, эти элегантные башенки — отнюдь не чистое эстетство Андрея Дмитриевича. Это, вообще-то, элемент коммунальной инфраструктуры: в башнях, под сводами их куполов, располагались огромные баки-диспенсеры — ключевые компоненты водопроводно-канализационной системы. Крячков рассудил, что дети Ново-Николаевска должны отмывать от чернил свои ладошки не у заледенелой бочки на дворе, а в безупречных, сияющих кафелем санузлах.

Потому во всех его школах такие очаги санитарного прогресса и были созданы — с водопроводной арматурой из Варшавы, с отделочной керамикой из Риги и с передовой по тем временам сантехникой.

Ну, а изящные башни были побочным плодом замысла.

Побочным, но дивно вкусным. Там, где крячковским школам удалось хотя бы приблизительно сохранить свой изначальный архитектурный силуэт, «синтаксис» пейзажа до сих пор хорош. Даже в изменившихся пропорциях огромного города.

Идея акцентного здания для угла улиц вообще очень к лицу нашему городу всю его жизнь — и в ново-николаевском детстве, и в пору юности с новым именем Новосибирск.

Прописанный Крячковым принцип активного угла сохранялся и развивался и в 20-х, и в 30-х, и на излёте зрелого сталианса — пока неоклассическая замкнуто-квартальная застройка не сменилась строчной хрущёвской.

Занятно, что в советской архитектурной прессе 30-х такой приём называли «сталинградскими углами».

Потому что именно в Сталинграде этот принцип воплощали с наибольшим азартом. Настолько обильно и масштабно, что это числилось самобытной изюминкой города. ЦУМ, Дом Консервщиков, Дом Коммунальщиков, множество других — все фиксировали собой углы улиц. Считалось, что эстетически неоформленное перекрестье магистралей выглядит сыро и аморфно.

Наглядная логика в этом есть. Посмотрите, например, как роскошно смотрятся угловые дома на бывшей улице Жданова, ныне Авиастроителей. В Новосибирске эта улица — настоящее супершоу «сталинградских углов».

К слову, в самом-то Сталинграде-Волгограде из их былого довоенного богатства осталось очень мало — огромный и роскошный Дом Коммунальщиков под корень скосила война, ЦУМ потерялся в послевоенной сетке перекроенных улиц, другие здания при восстановлении просто разрезали на сгибе, превращая в отдельные корпуса. А многие и вовсе снесли окончательно, заменив домами попроще.

Дом коммунальщиков в Сталинграде. Фото: pastvu.com
Дом коммунальщиков в Сталинграде. Фото: pastvu.com

Впрочем, вплоть до августа 1942-го Сталинград был главной (после Москвы) витриной советской блиц-урбанизации. На этот стремительно строящийся город равнялись другие региональные столицы, сталинградские успехи демонстрировали иностранцам — специально для этого там на главной площади впритык к красавцу ЦУМу была построена гостиница «Интурист». Это была по-своему уникальная практика — показывать иностранцам абсолютно новый, фактически, город, без всякой царицынской предыстории.

Только новое, только гигантское, только хардкор. Да, такова была концепция довоенного интуризма — никаких вам «золотых колец».

Потому сталинградские наработки во всех прочих городах воспринимали с энтузиазмом и старались повторить у себя с локальными вариациями. Например, таким цитатным объектом стал сталинградский ЦУМ.

Вообще-то концепт универмага с фасадной частью в виде полуцилиндра, покрывающего собой стык двух улиц, не был специфически сталинградской идеей — его изначально предложил нескольким городам ленинградский институт «Госгипроторг» в исполнении нескольких своих архитекторов.

Самыми эффектными и известными конвертациями стали сталинградская и нижегородская (горьковская) — Автозаводский универмаг.

В Новосибирске же на конкурсе выпускных работ студентов Сибстрина засветился проект большого универмага, который должен был оформить собой стык Красного проспекта и ещё не существующей тогда Октябрьской магистрали.

Выпускная работа студента СИБСТРИНа. Предоставлена Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина
Выпускная работа студента СИБСТРИНа. Предоставлена Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

Собой универмаг представлял бы этакий синтез сталинградского ЦУМа и нижегородского Автозводского универмага.

Здание впечатляюще выглядит даже сейчас, даже в виде рисунка. Дойди работа выпускника до реального воплощения, створ Октябрьской магистрали смотрелся бы просто роскошно, совершенно столично.

И это здание явно было бы флагманским городским магазином — ЦУМом или, как тогда чаще говорили, Универмагом Главторга (была в сталинском СССР такая госкорпорация люксовой розницы, объединяющая ЦУМы региональных и союзных столиц).

Хотя насчет люксовой торговли история не так уж и промахнулась: сейчас совсем недалеко от этого места стоит вполне реальный универмаг, сосредоточенный на сей теме.

Работу студента похвалили и почтили высшей оценкой, но воплощать не стали — к тому времени в планах на это место уже числился Дом Социалистического земледелия (ныне режимный Институт приборостроения) — здание похожих пропорций, но с совершенно иной драматургией фасадов: вместо мощного, «хрустального», залитого светом полуцилиндра универмага — вогнутая дуга.

Да, тоже эффектно. Но в визуально-пластическом плане не столь активно. К слову, этот проект тоже отчасти «недосбывшийся», хоть и воплощённый в стройматериалах: по первичному замыслу Дом Соцземледелия должен был быть пышно декорирован скульптурными группами в духе довоенных павильонов ВСХВ/ВДНХ. Но зданию не повезло строиться перед самой войной, потому оно получилось зримо недосказанным.

Кстати, местоположение нашего нынешнего ЦУМа отводилось под капитальный городской цирк — перед войной даже успели обнародовать его проект (тоже сделанный группой студентов-дипломников). В формах здания отчетливо читались мотивы парижской Гранд Опера и лондонского Альберт-холла. Впрочем, цитаты из западных столиц времен бель эпок — это для поздних 30-х самое то: предметная среда на глазах наливалась золотым имперским блеском.

Про эффектные доминанты для городской панорамы думали тогда не только пассионарные выпускники строительных вузов, но и профессионалы с экспертными полномочиями.

Например, в 1941-м Крячков предложил расставить в ядре и в срединном поясе города большие, высотные здания. По его словам, Новосибирску не хватало разнообразия естественного рельефа, врождённое положение усугублялось невариативной высотой новейшей застройки. На дома-башни Крячков возлагал миссию компенсаторов «скатёрочного» эффекта. Разумеется, предложение так и осталось умозрительным — просто учтите, когда оно было оглашено.

Продолжение следует…

Игорь Смольников