30 сентября в Институте философии РАН прошел день памяти оставившего после себя немалое наследие выдающегося специалиста в области культуры ислама Маиса Джангировича Назарли (1961-2020).
Открылось мероприятие выступлением к.ф.н. Андрея Алексеевича Лукашева, директора по научной части Фонда исследований исламской культуры им. Ибн Сины, в рамках которого Андрей Алексеевич продемонстрировал участникам книги из серии «Единство красоты». Маис Назарли был автором многих изданий в рамках данной серии. Андрей Алексеевич обратил внимание слушателей на одну из последних книг, «Иранская каллиграфия: знакомство с традицией», одним из редакторов которой являлся Маис Назарли.
Далее к участникам мероприятия обратился директор Института философии РАН, академик РАН Андрей Вадимович Смирнов. В начале своего выступления он отметил, что целью встречи является, с одной стороны, почтить память Маиса Джангировича Назарли, а другой — поприветствовать художника Евгения Михайловича Хайлова, с которым Маиса Джангировича связывала как работа, так и дружба. Андрей Вадимович поделился личными воспоминаниями о Маисе Джангировиче, с которым он познакомился ещё в самом начале своего «исламоведческого пути». Академик отметил неординарность своего коллеги, которому были чужды всякого рода рамки и формализм. «Живая натура». Такой темперамент Маиса Джагировича способствовал его продуктивной творческой деятельности. Андрей Вадимович также отметил, что Маис Джагирович с Евгением Михайловичем очень быстро нашли общий язык: Маис Джагирович был настоящем ценителем живописи, он тонко чувствовал искусство, картины Евгения Михайловича вызывали у него самые теплые чувства. Андрей Вадимович также обратил внимание, что благодаря представленным картинам мы можем не только вспоминать о Маисе Джагировиче, но и попытаться самостоятельно усмотреть в них «Единство красоты» (термин придуманный самим Маисом Назарли).
Мероприятие продолжилось выступлением Маджида Абулхасани от лица президента Фонда Ибн Сины. Хотя сам Хамид Хадави не смог присутствовать, он передал свои слова признательности Евгению Михайловичу Хайлову и отметил двойственность его выставки: радость от полученного результата, безусловно, смешивается со скорбью. Маис Джангирович был хорошим другом и коллегой. Прошедшую встречу Хамид Хадави справедливо назвал встречей добрых друзей Маиса Джангировича, людей, которые любят его и хранят память о нем. В своей речи Хамид Хадави отметил и профессиональную деятельность Маиса Джангировича: он выступил редактором 2 из 3 книг серии «Единство красоты», которая издавалась Фондом, а также вдохновил многих своих коллег. Хамид Хадави также выразил свою благодарность Андрею Вадимовичу за организацию выставки Евгения Хайлова и за возможность увидеть представленные картины.
Прежде чем передать слово Евгению Михайловичу Хайлову Андрей Алексеевич обратил внимание слушателей, что последним текстом Маиса Джагировича было эссе под названием «Признание в любви». Такой характер «завещания» много говорит о своем авторе. Евгений Михайлович поделился с участниками историей того, как он пришел к исламу: это произошло сравнительно недавно, во время работы Евгения Михайловича над проектированием Московской соборной мечети. Благодаря Андрею Вадимовичу Евгений Михайлович познакомился с Маисом Джагировичем, которому как исследователю исламского искусства он показал свои картины. Евгений Михайлович также отметил, что сама идея триптиха, который был представлен, принадлежит Маису Джагировичу. У Маиса Джагировича вышло немного книг, но они поистине вдохновляющие и интересные.
Далее перед присутствующими выступила Гюльтекин Байджановна Шамилли, ведущий научный сотрудник сектора Теории музыки Государства. Гюльтекин Байджановна выразила благодарность за организацию дня памяти такого выдающегося человека, как Маиса Назарли. Свое выступление Гюльтекин Байджановна начала с предложения организовать лабораторию имени Маиса Назарли — научно-образовательную программу, которая могла бы способствовать развитию тех идей в области искусствоведения, которые оставил после себя Маис Джагирович. Она также отметила, что творчество Маиса Джагировича, в частности, его книга «Два мира восточной миниатюры», связано не только с искусством, но и с мышлением. Он писал не о логике композиции, а логике исследования. И вот эти рассуждения никак не могут быть сведены к простому искусствоведению. Таким образом, наследие Маиса Джагитовича представляется куда шире и объёмнее.
После Гюльтекин Байджановны выступила Валерия Алексеевна Дараган, ответственный секретарь журнала «Наука и религия», с которым Маис Джангитович активно сотрудничал на протяжении долгого времени. Валерия Алексеевна в своем выступлении уточнила, что их сотрудничество началось ещё в середине 90-х годов. Она также обратила внимание на то, с каким интересом и энтузиазмом Маис Джангитович писал свои тексты. Несмотря на внешнюю серьезность, Маиса Назарли его очень любили в редакции и всегда ждали встречи с ним. Завершая свою речь, Валерия Алексеевна передала Андрею Вадимовичу прошлогодний номер журнала «Наука и религия», в котором была опубликована статья «Памяти Маиса Джангитовича Назарли».
Значительная часть творческой биографии Маиса Джагировича была связана с исследованием сефевидской миниатюры. О ней он написал целую книгу — «Два мира восточной миниатюры». В этой связи Андрея Алексеевич попросил Татьяну Хамзяновну Стародуб, ведущего научного сотрудника Отдела зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, выступить с докладом на тему «Сельджукская керамика с семи-цветной росписью - хафт-ранг и миниатюры эпохи Аббасидов. Стилистические параллели». В начале своего доклада Татьяна Хамзяновна выразила свои соболезнования и вспомнила то, как она работала с Маисом Джангитовичем. Далее Татьяна Хамзяновна перешла к презентации, посвященной творчеству миниатюры в эпоху Халифата и Сельджукского Государства, и рассказала слушателям об основных её чертах, демонстрируя разного рода примеры. Она также обратила внимание на то, что, к сожалению, в данной области специалистов крайне мало. Маис Джангитович был как раз одним из таких ценных и редких специалистов, который никогда не отказывал в помощи молодым исследователям.
Продолжилось мероприятие выступлением к.иск. Тамилы Махмудовны Джани-Заде, доцента кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных.Она показала личные фотографии с Маисом Джангитовичем. Также Тамила Махмудовна поделилась историей их знакомства: в начале 90-х годов Маис Джангитович организовал семинар в РГГУ, на котором они встретились. По словам Тамилы Махмудовны, Маис Джангитович был человек разносторонним и всегда тяготел к полидисциплинарности. Он не просто изучал миниатюру, он пытался во всём добраться до самой сути.
В заключение мероприятия организаторы предоставили возможность участникам мероприятия просмотреть документальный фильм Эмира Валинежада «Точка». В работе над которым непосредственное участие принял сам Маис Джангтиович Назари.
Все выступления, прошедшие в рамках дня памяти Маиса Назари, свидетельствуют о том, что это был выдающийся деятель, профессионал своего дела и добрый друг, труды которого никогда не будут забыты.