Найти тему

Рассматриваемое законодательство имеет своего рода «локальную» ориентацию

Рассматриваемое законодательство имеет своего рода «локальную» ориентацию: оно регулирует предвыборные расходы только в отдельных избирательных округах и в основном касается лишь той части избирательных средств, которая собирается на местах. Однако данными средствами не исчерпываются предвыборные фонды кандидатов. Центральный партийный аппарат может по мере необходимости пополнять эти фонды из своих резервов сверх упомянутых пределов. Иначе говори помимо политической поддержки кандидаты могут пользоваться также открытой финансовой помощью со стороны партий, к тому же не ограничиваемой законом.

В-четвертых, частный капитал, располагает возможностью самостоятельного свободного финансирования предвыборной политической рекламы в любых формах и в любом объеме. В законе, правда, оговаривается, что при этом не должно упоминаться имен конкретных кандидатов. Однако данная оговорка (конечно же, соблюдаемая) мало что меняет по существу: на стороне какой партии выступает крупный капитал, какие позиции он отстаивает и какие кандидаты защищают эти позиции, строя на них свою предвыборную платформу, ясно и без ссылок на конкретные имена. Другими словами, в Англии, как и в других буржуазных странах, крупный капитал сохраняет свободу действий на политической арене.

Вопрос о введении ограничений на предвыборные расходы неоднократно поднимался и во Франции. В его поддержку высказывались центристы и радикалы. Идея нормативных ограничений была одобрена коммунистами, социалистами и левыми радикалами (она, в частности, нашла отражение в совместной правительственной программе этих трех партий 1972 г.). В парламенте по инициативе мелкобуржуазных партий был даже внесен соответствующий законопроект (от 16 апреля 1971 г.). Более того, в одном из официальных выступлений в 1972 году принцип подобных ограничений был поддержан премьер-министром. Этим дело, однако, и ограничилось. Практических шагов по нормативному оформлению данного принципа сделано не было — правящие круги Франции, представители делового мира, разумеется, в нем незаинтересованные, сумели блокировать действия законодательной власти.

Подводя итоги, следует отметить, что общий характер буржуазного законодательства, пытающегося регулировать предвыборные расходы, остается в основном неудовлетворительным. Оно не в состоянии справиться с решением стоящих перед ним задач, а предусматриваемые им меры зачастую слишком осторожны и непоследовательны. Они ориентированы преимущественно на урегулирование частных аспектов проблемы, ее отдельных деталей. Основные, принципиальные вопросы при этом, как правило, обходятся. Сам по себе подобный подход неизбежно приводит каждый раз к появлению все новых лазеек и обходных путей. Разумеется, создаваемый рассматриваемым законодательством правовой механизм закладывает определенную основу для действий государственной власти в данной области, однако реальных возможностей справиться с политически актуальной и неотложной задачей не дает. Не случайно даже сами буржуазные специалисты нередко прямо констатируют, что законодательство, регулирующее предвыборные расходы, является «запутанным, сложным и неудовлетворительным»44.

Не менее важен и еще один аспект — социально-политическая сущность законодательства, прямо сказывающаяся на его общей эффективности. Разрабатываемое буржуазными депутатами, органически связанными с миром бизнеса или находящимися под его воздействием, законодательство, по существу, и не ставит задачи исключить влияние денег на политическую жизнь. Оно стремится лишь упорядочить использование финансовых средств в политических целях, ограничить возможность наиболее явных злоупотреблений. Оно посягает на частные интересы конкретных предпринимателей только во имя защиты общеклассовых интересов буржуазии, то есть направлено на общее укрепление и стабилизацию политического механизма диктатуры капитала. И это в значительной мере выхолащивает его практическую результативность.