Найти тему
Курская правда

Дорогая Лиля

Оглавление

Последняя любовь Афанасия Фета

5 декабря исполняется 201 год со дня рождения Афанасия Фета – великого русского поэта и человека с очень непростой судьбой. Наш колумнист Юрий Моргунов рассказывает о личной жизни Афанасия Афанасьевича.

Портрет Афанасия Фета работы Ильи Репина
Портрет Афанасия Фета работы Ильи Репина

Запретная страсть

Любовь может настичь мужчину когда угодно и где угодно. И даже в весьма и весьма преклонном возрасте. Особенно это касается натур творческих. История знает массу тому примеров. Не избежал этой участи и Афанасий Фет – наше курское поэтическое всё.

Объектом его внимания стала племянница жены Елизавета Дункер. Правда, не все литературоведы согласны, что это была именно любовь. Например, Михаил Макеев, автор биографии Афанасия Фета, вышедшей в серии «ЖЗЛ» (мы уже рассказывали об этом в номере от 24 апреля 2021 года), вообще не упоминает о такой немаловажной сюжетной линии в судьбе поэта.

Кстати, за такой пробел (лакуну) Макеев тут же получил упрёк от коллег по цеху со страниц пока ещё авторитетного толстого журнала «Новый мир». Доктор филологии Андрей Ранчин:

«Не очень понятно умолчание биографа о поздней, «утаённой любви» Фета, свидетельства о которой сохранены в таких стихотворениях конца 1880-х, как «Е.Д. Дункер», «Руку бы снова твою мне хотелось пожать…», «Гаснет заря – в забытьи, в полусне…», «Запретили тебе выходить…», «Почему?».

Первое, напечатанное вначале без заглавия, а в четвёртый выпуск книги «Вечерние огни» включённое с заглавием-криптонимом «Е.Д. Д-ъ», обращённое к племяннице фетовской жены, – прямое признание: «Я расскажу, что тебя беспредельно люблю, – / Муза поведает, что я за муки терплю». А в «Запретили тебе выходить…» явственно звучит тема запретной любви:

Запретили тебе выходить,
Запретили и мне приближаться,
Запретили, должны мы
признаться,
Нам с тобою друг друга любить.
Но чего нам нельзя запретить,
Что с запретом всего
несовместней –
Это песня: с крылатою песней
Будем вечно и явно любить.

Никаких фактов, чтобы описать и даже просто понять это закатное чувство стихотворца, у биографа нет, однако в психологический облик позднего Фета эти поэтические свидетельства вносят новые, очень важные тона».

Портрет Елизаветы Дункер работы Ильи Репина
Портрет Елизаветы Дункер работы Ильи Репина

Росла на глазах

Добросовестные биографы, изучающие личную жизнь поэта, обращаются только к письмам Фета. Благо сохранилось более двух с половиной десятков. К кому? К племяннице? К возлюбленной? К дорогой Лиле… (Лиля – именно так называли Елизавету в домашнем кругу.)

Елизавета Дмитриевна Боткина – дочь брата супруги поэта Марии Петровны. Феты, часто бывавшие в Москве, нередко останавливались у Боткиных. Когда Афанасий Афанасьевич купил себе курскую Воробьёвку, то уже семья Боткиных стала гостить в этом имении.

Лиля, первый ребёнок Дмитрия и Софии Боткиных, росла на глазах поэта. Она родилась в 1859 году. Фету в это время было почти 40…

Прошло время, и в 1883 году Фет в письме к Боткиным просит передать «сердечный привет дорогой Елизавете Дмитриевне, единственной из московских барышень знающей про существование Валленштейна».
Письма же, о которых пойдёт разговор, охватывают период с 1887 по 1892 год. Но точно ли речь идёт о любви? Судите сами. Обычно Фет не писал сам письма к Лиле, он их диктовал. Но вот однажды, когда секретарь поэта ушла, он вдруг захотел было взяться за перо. И что же мы читаем в итоге?

«Дорогая Елизавета Дмитриевна, тотчас по прочтении милых строк Ваших, дня два тому назад, я до того вскипел желанием отвечать по горячим следам, что решился было, чего я никогда не делаю, писать сам. Но испугался мысли впасть в совершенно неудобопонятную лирическую чепуху.

Положение моё действительно показалось мне затруднительным: говорить Вам отдельные поштучные похвалы я не могу по причине банальности такой работы на Ваши глаза; а то, что хотелось бы сказать, может быть только, подобно стихам, понято между строками.

Со стихами справишься не во всякую минуту (лучше сказать, в редкие минуты), а пошлости говорить стыдно, – и приходится молчать».

Симпатия была взаимной. Елизавета Дмитриевна ценила внимание знаменитого поэта. Ещё в 1880 году она в письме к тёте просила передать «Афанасию Афанасьевичу большую благодарность за память и доброе расположение».

Доброе расположение среди прочего выразилось и в том, что Фет стал инициатором заказа художнику Илье Репину портрета дорогой Лили. Более того, по воспоминаниям Репина, «громко-наставительно-авторитетно давал советы».

Здесь важно отметить, что Елизавету Дмитриевну художник писал сразу после того, как закончил портрет самого Фета. Так что мы имеем возможность увидеть, какими они были – ещё почти совсем юная Боткина и уже почти старый Фет.

Сословные предрассудки

Личная жизнь Елизаветы Дмитриевны не задалась. Намечавшееся бракосочетание с корнетом кавалергардского полка графом Александром Гендриковым было расстроено. Когда граф подал прошение об отставке, собираясь жениться, то начальство повысило его в звании и отправило служить в Сибирь, в Иркутск.

А виной всему сословные предрассудки. Граф – он и есть граф. А Боткина – купеческого происхождения. Хотя имения были рядом, между прочим, в Курской губернии. Всё равно – дурной тон…

При этом, по мнению литературоведа Г.Д. Аслановой, причина даже не в родителях корнета, а в полковом командовании. Граф был наказан за попытку нарушить сословную традицию.

Елизавета Дмитриевна страдала. Страдал и Фет. Появилось несколько стихотворений. И непонятно было, то ли в них поэт говорит от себя, то ли от имени дорогой Лили. Одно из этих стихотворений приведено выше – «Запретили тебе выходить…».

В 29 лет Елизавета Дмитриевна отдала руку инженеру Константину фон Дункеру, интересы которого были далеки от интересов получившей столичное гуманитарное образование Боткиной. В её письмах нет ничего, что говорило бы о счастливом супружестве.

Любовь превратилась в дружбу

А дружба с Фетом продолжилась. Только теперь в Воробьёвке Лилю принимали с мужем. И в письмах Афанасий Афанасьевич передавал обязательный привет Константину Густавовичу. И пробовал советами помочь Елизавете Дмитриевне обрести счастье:

«Мне не впервой журить Вас за выставляемые напоказ идеалы счастья и благополучия. К счастью, я Вам в этом отношении не верю и, чтобы говорить начистоту, готов заодно демаскировать и свои, и Ваши батареи.

В Вас, как и во мне в подобном случае, говорит не зависть и не сожаление, а, напротив, замаскированное хвастовство, и, когда мне в прекрасных комнатах чисто одетая прислуга подаёт кофе на серебре, мне приятно назвать себя нищим. Но что бы я сказал, если бы этот напиток в подвальном этаже подала мне в жёлтой глиняной кружке зловонная кухарка? – я бы, пожалуй, стеснился назвать себя нищим.

Это вполне применимо к Вам, моя дорогая. Когда Вы сравните физически и нравственно здоровую и трезвую жизнь Вашего мужа с жизнью других молодых людей, то Вы начинаете хныкать, уверяя, что противоположные Вашему мужу только и умеют жить. Это похоже на то, как если бы я говорил, что болезненно завидую смушковой бекеше Ивана Никифоровича или брусничному фраку Чичикова».

Но это вовсе не тянет на отеческие советы. Согласитесь, это, скорее, показатель того, что и поэт был несчастлив вместе с Елизаветой Дункер. А интимность сохранялась. Как иначе оценить вот эти строки? Фет писал воспоминания и вслух читал их паре:

«Почему же фон Дункеры – единственные люди в кругу знакомых, которым я с удовольствием читаю страницы из прожитого мною? Согласитесь, что нужно много симпатических условий для того, чтобы это выходило просто и непретенциозно».

В заключение рассказа об этой любви Фета приведём его последнее письмо к дорогой Лиле:

«21 октября 1892 г. Дорогая Елизавета Дмитриевна, от души поздравляю за себя и за тётю новорождённую, прося передать всем близким, начиная с Константина Густавовича, наши усердные поздравления. Тётя только что перед подачей Вашей записки прилегла по нездоровью отдохнуть. Поэтому мы её не будили, и я желал бы сердечно подтвердить слова о том, что мне значительно лучше. К сожалению, мне очень тяжело. Дядя Ваш А. Шеншин».

Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников