Август близился к концу. Стояла пасмурная, уже немного дышащая осенней прохладой, погода. Лес начал менять свой изумрудный наряд на золотисто-красный. Сочные душистые плоды диких яблонь и груш осыпались в огромных количествах. Под одной из старых груш, располагавшейся на вершине небольшой скалы и как бы стягивавшей своими могучими корнями бока каменного обрыва, оберегая их монолит, были барсучьи норы. Судя по следам, к дереву часто наведывались и медведица с медвежонком, и матёрый кабан-одинец, и парочка енотовид-ных собак. Приходил сюда и барсук. Был шанс взять полосатого зверя, наевшегося сладких плодов и оставшегося отдыхать в каменной крепости.
Юркие таксы быстро исчезли среди многочисленных каменных ходов, но вскоре появились обратно, показывая всем своим видом, что норы пустые.
Двинулись дальше в путь и, немного погодя, наткнулись на свежеразвороченный гнилой пень. Еще рано утром барсук своими мощными передними лапами с длинными когтями разламывал мягкую древесину и кормился жирными личинками и жуками, уже приготовившимися провести зиму в теплом гниющем дереве. Молодой лайчук Бузя, уловив свежий след, молча устремился черно-белой стрелой сквозь заросли орешника к вершине холма. Для коротконогих такс эта задача оказалась сложнее: толстый сырой слой прошлогодней листвы мешал маленьким охотницам твердо ступать на крутой склон. Через пару минут сверху, из-под скал, раздался звонкий лай.
Убежище было устроено под низко нависающими каменными глыбами так, что и не сразу подберешься. Длинные черные тельца с огненными опалинами снизу мигом пропали в глубине темного лабиринта. Раздался глухой звук яростного сражения в подземелье, заскулила собака. Через некоторое время на поверхности появилась Кнопа с разорванным ухом. Очень опасен загнанный зверь! Это только с виду барсук похож на плюше-вую игрушку. На самом деле он хорошо вооружен: длинные когти на мощных лапах, предназначенные для рытья многоуровневых убежищ в твердом горном грунте, могут нанести серьезные раны не в меру храброй или неосторожной собаке; жесткая шкура с плотным мехом и толстым слоем подкожного жира защищают зверя не хуже стального панциря. А уж как хитры и смекалисты эти земляные жители. Запутав собаку в бесчисленных лабиринтах, он просто-напросто засыпает все выходы землей, хороня заживо человеческого помощника…
Лай второй таксы стал приблжаться к выходу, но потом резко переместился в сторону и остано-вился между двумя отнорками. Решили копать. На глубине около метра лопата провалилась в пустоту и перед глазами предстала жилая «комнатка» представителя куньих: широкая и относительно высокая пещерка с выстланным сухой травой полом и четырьмя ходами, уводящими в разные стороны. В этот миг барсук метнулся в один из выходов и там занял оборону. Тут на помощь уставшим подругам пришел лайчук. До этого момента он не мог забраться в нору из-за своих размеров, а появившийся проход позволил ему кое-как протиснуться внутрь. Увидев прибывшее подкрепление, подземный житель рванул на выход и тут же был остановлен метким выстрелом. Трофеем оказался крупный самец весом около 12 килограммов. Добудь мы его позже на два месяца и его масса составила бы не менее 14 килограммов. С такого зверя можно получить много целебного жира и вкусного мяса.
Приятно после удачной охоты растянуться на мягкой некошеной траве под выглянувшим на мгновения ласковым солнышком, обсудить за кружечкой душистого травяного чая особенности поимки того или иного зверя, а потом, не спеша, выдвинуться домой.