Найти тему

Крах на взлёте

Часть lll, последняя

Огонь расчистил плацдарм для создания города новой формации.

Однако, самый яркий из его проектов как градостроителя, ставший основой городского центра Петербурга, это проект лучевой застройки левобрежной части Невы. Он успешно воплотился после сильных пожаров 1736 - 37 годов, когда выгорели деревянные строния Адмиралтйской части. Огонь расчистил плацдарм для создания города новой формации.

Тогда и был реализован генеральный план Еропкина, намеченный еще Петром I. План назывался :" О лучевой застройке".

Проект
Проект

В комиссию. Возглавляемую Б.Минихом, Еропкин вошел единственным архитектором. По разработанному им вместе с Земцовым и Коробовым плану, от Главного Адмиралтейства (и это сильно отличало его лучевую схему от виденных им на западе) все каменные строения должны были располагаться по 3-м лучам (осям). Они организовали главные магистрали города: Невский проспект (важно, что боковой луч являлся основной магистралью), Вознесенский проспект (начинающийся в то время именно от Адмиралтейства) и Гороховая улица. Название получилось красивое «Невский Трезубец» (трезубец Еропкина). Причём, от римской или версальской лучевой застройки, идущих от главных городских площадей, питерская сильно отличалась. Главные отличия в том, что лучи идут не от центральной городской площади и главная артерия не в середине. Так же, давая многим историкам считать план исключительно находкой российского гения, лучи отходили не от колонны, стоящей в центре площади, а визуальное начало было на шпиле будущего Адмиралтейства. Регламентировалось все, буквально до толщины стен и высоты зданий. Они не должны были загораживать просмотр основных городских доминант, которые тоже были в плане. Впрочем, остальное не мешало проявлять зодчим самостоятельность и фантазию.

Невский трезубец.
Невский трезубец.

Именно Еропкиным был в деталях подготовлен план Адмиралтейской части города, от дворцово-парковых ансамблей и храмов (Покровская церковь и Никольский Собор), до простых домов. Раздвинув пределы и устремляясь к окраинам, центральное место занимали улица Садовая, Большая и Малая Коломны. Архитектор смог тонко уловить рельеф, особенности окружающей среды и вписать в план реки, пруды и каналы, а впоследствии разработать остальные коммуникации: водопровод и канализацию.

Начали вести работы на Васильевском острове и в Новой Голландии, создавались новые проекты. Еропкин делал акцент на типовую застройку и взаимосвязь частей города, в этом былоего отличие от итальянских архитекторов его времени. Анна Иоановна, уважавшая архитектора и видев его загруженность, освободила его от многих проектов, над которыми он работал со своим другом Земцовым.

Это был пик его карьеры. В то время не то, что дворец, ни один дом не мог быть построен без согласования с ним.

Проект
Проект

Так почему же столь резко прервались и ушли в забвение работы талантливейшего архитектора, соорудившего под конец своей жизни для Царицы потешный Ледяной дом?... Как сейчас говорят: связался не с той компанией и попал под раздачу…

Его родственник, кабинет министр А.Волынский (которому Еропкин построил дворец), был женат на его сестре и слыл интриганом, ненавидящим немецкое засилье. Он всеми путями пытался уменьшить влияние на Царицу её фаворита, герцога Бирона. Возомнив себя достаточно сильным и влиятельным , стал обвинять Бирона во всех Российских неудачах. Возможно он метил на его место... Но для отца русской демократии Волынский был явно жидковат. Все, что ему удалось, это создать домашний кружок, где на кухне, под звон бокалов, составлялись планы по свержению самодержавия и выдворению иностранцев.

Реконструкция по чертежам. Ледяной дом.  2009г. Архив автора
Реконструкция по чертежам. Ледяной дом. 2009г. Архив автора

Хотя Россией в то время и управлял Остерман (ему Еропкин тоже дворец на Английской набережной построил), но время отразилось в памяти народа как Бироновщина. Видимо лис Остерман, было чень хорошим серым кардиналом. Он заставил Бирона раздуть донос дворецкого в резонансное дело, арестовать Волынского, и подвесив его на дыбе, попросить рассказать о заговоре, выдав всех соучастников. Волынский молчать не стал. На дыбе вообще редко молчат. Да и Анна Иоанновна, наученная горьким опытом и сильно разочаровавшись в Волынском, решила устроить показательный суд. В результате, прихватив с собой на Сытный рынок, служивший в те времена ещё и лобным местом (и тут к реконструкции приложил руку П. Еропкин) А. Хрущева и П. Еропкина, Волынский был 27 июня (8 июля) 1740 года четвертован.

Его друзьм повезло больше – одни только лишились голов, остальные сосланы, хотя собравшийся на казнь народ при зачитывании длинного приговора, был уверен в их помиловании...

Обелиск на могиле заговорщиков
Обелиск на могиле заговорщиков

Ну и как последняя изысканная издёвка : похоронены заговорщики были на кладбище предназначенном исключительно для иностранцев, в ограде собора Сампсона странноприимнца, рядом с теми, с чьим засильем и боролись.

При царствовании Елизаветы Дело Волынского было прекращено. Еропкин оправдан. Но...

когда на трон взошла Екатерина II, то ознакомившись с делом Заговорщиков, завещала всем наследникам иметь эту книгу настольной – видимо для того, чтобы знали, чем может обернуться бестолковое манипулирование законом и засилье у трона Российского людей с иностранными паспортами (на тот момент у нее уже был российский). Хотя, строго придерживаясь истории, надо отметить, что в комиссии, расследовавшей это дело не было ни одного иностранца!

Декабристам удалось частично реанимировать несколько десятилетий усердно подчищаемую биографию Еропкина. Рылеев даже написал эпитафию на могиле первого Питерского дипломированного архитектора. В оригинальном виде от него практически не осталось ни одного строения (пожалуй только в Ропше). Построенное им перестраивалось, биография вычищалась до того скурпулезно, что даже с точностью не известны не только его творения, но и год его рождения. А для чего это делалось – судить и обсуждать в комментариях вам.

Литература:

БУНИН А. В., САВАРИНСКАЯ Т. В. История градостроительного искусства. Т. 1. М. 1979,

КАЛЯЗИНА Н. В., КАЛЯЗИН Е. А. Ук. соч.,

ШИЛКОВ В. Ук. соч.,

ГУЛЯНИЦКИЙ Н. Ф. Основание и градостроительное развитие новой столицы. В кн.: Петербург и другие новые российские города. М. 1995.

Понравилась статья? Жмите лайк, комментируйте, подписывайтесь и ждите продолжения.