Среди копий исторических документов, полученных из Москвы и Санкт-Петербурга в рамках научного обмена, сотрудники израильского «Центрального архива по истории еврейского народа» с удивлением обнаружили несколько писем на идиш – разговорном языке евреев Европы. Уникальность этих посланий заключается, во-первых, в том, что адресованы они не кому-нибудь, а лично «Государю Императору Николаю Павловичу», а во-вторых, в том, что их автором является житомирский мещанин Мойше (он же Дмитрий Иванович) Бланк – прадед «вождя мирового пролетариата» Владимира Ильича Ленина. Разумеется, интерес российских и израильских историков к этим письмам различен. Если для первых они еще раз проливают свет на еврейские корни происхождения Ленина, то израильские исследователи видят в них свидетельство того, каким образом крещеные российские евреи влияли на политику русского самодержавия в отношении своих бывших единоверцев.
Идя по следам Дмитрия Ивановича Бланка (по российским законам еврею даже после крещения было запрещено менять фамилию), историки обнаружили, что он долгое время жил в Староконстантинове – уездном городке Волынской губернии. В 1809 году Мойше Бланк вступил в острый конфликт с местной еврейской общиной и был обвинен в попытке поджога города. Несмотря на то что уездный суд признал его невиновным, Бланк с семьей вынужден был переехать в Житомир, где очень скоро снова оказался в центре скандала. Пылая ненавистью к своим новым землякам и соседям, он написал личное письмо царю Александру I, представлявшее собой, по сути, злобный донос на житомирских евреев. Правда, до Его Императорского Величества письмо это так и не дошло, так как по указанию губернатора было изъято из почты и отправлено в местный архив. В 1838 году Мойше Бланк ввязался в судебную тяжбу, которая длилась до 1844-го. На этот раз суд закончился для Бланка потерей почти всего имущества, включая принадлежавший ему небольшой заводик. Вскоре после суда он крестился и стал православным христианином Дмитрием Ивановичем Бланком.
В январе 1845 года Дмитрий Иванович направил Николаю I личное послание, написанное каллиграфическим почерком на идиш и представляющее собой опять-таки не что иное, как донос на евреев с конкретным предложением по поводу того, как их «прибрать к рукам». Документ этот настолько любопытен, что заслуживает того, чтобы быть процитированным.
«Государю Императору, Его Величеству, отцу нашему, да пошлет ему Бог мир, благословение и удачу во всех его начинаниях и да продлит его годы, Николаю Павловичу.
Государь Император, как известно, оказывает множество милостей евреям, и, согласно его высочайшему указу, евреи должны обучать своих детей в государственных училищах. Каждому прозорливому человеку понятно, что по великой милости своей Государь Император желает, чтобы евреи были образованы и одевались так же, как и другие люди. Однако в еврейской среде по слепоте своей не понимают этого, и относятся к царской милости как к страшному наказанию и каре небесной. Воистину, они недостойны тех милостей, которыми одаривает их государь!
Приближаясь к 90 годам, я был крещен 1 января 1845 года, и с того дня хожу в церковь и вижу, как православные искренне молятся за здравие Государя Императора, и его наследника и всей императорской семьи. Верно говорится, что в Талмуде также написано, что «Молитесь за процветание государства, в котором живете» и т.п., но евреи даже в свой Судный день, когда они почти сутки проводят в синагоге, не говорят даже одной молитвы за процветание государства. Хотя в их молитвенниках и есть молитва за здравие Его Императорского Величества и всей монаршей семьи, но евреи никогда не говорят этой молитвы, и она помещена в молитвенник только для отвода глаз…
Я обнаружил эту их глупость больше тридцати лет назад и с тех пор отдалился от них, и отдал двух своих сыновей в государственное училище и двадцать лет назад отправил их в Петербург в университет. Там они перешли в христианство, выучились на врачей, и один из них, военный врач, скончался в Петербурге от холеры, а второй (Исраэль, он же Александр Бланк, дед Ленина. – П.Ю.) служит Императору в городе Пермь. Я сам не мог креститься, пока была жива моя жена, но после ее смерти также крестился, чтобы провести остаток дней в истинной вере. Я знаю, что множество евреев хотело бы отказаться от иудаизма и стать на путь истинный, но боятся, что их лишат права на наследство, а есть среди них и такие, что опасаются своих жен.
Евреи получают много милостей от христиан в вопросах религиозной жизни. Во-первых, если христиане не будут покупать у евреев трефное мясо (то есть мясо, не соответствующее требованиям кашрута – диетарным предписаниям иудаизма. – П.Л.), евреям не останется ничего другого, как выкидывать это мясо в воду. И если христиане не будут покупать у евреев хамец (квасное, запрещенное евреям в пищу в дни Пасхи. – П.Л.) в Песах, то евреи вынуждены будут уничтожать его. Во-вторых, христиане служат у евреев в субботу и в Судный день, зажигая им свечи по субботам, а они (евреи) наживаются за счет христиан. Еврею нет нужды ненавидеть христианина, но только каждый еврей ждет ежедневно прихода Мессии и несколько раз в день произносит в молитве «Я верю в приход Мессии» и т.д., и все дни свои просит освободить его от российского подданства и сделать его свободным человеком.
Государь Император, по моему мнению, было бы желательно оказать воздействие на евреев с тем, чтобы им не разрешалось получать пользу от христиан, как я уже указывал, и чтобы слова о приходе Мессии были бы стерты из их молитв и не упоминались бы ни в каком месте.
Во-первых, потому что они никогда не смогут стать просвещенными людьми, пока ждут своего Мессию. Во-вторых, в тексте присяги, где они клянутся быть верноподданными гражданами, следует указать, что им запрещается ездить к своим раввинам, а раввинам запрещается ездить к ним, так как раввины эти подстрекают их самым непосредственным образом. И следует отдать указание, чтобы принудили их молиться за здравие Императора, царского наследника и всей монаршей семьи. И если слова мои найдут приятие в глазах Государя, то безусловно меры эти будут способствовать тому, чтобы евреи со временем стали бы более просвещенными и оценили бы те блага, которые он хочет им дать. Дмитрий Иванович Бланк, 5 января 1845 года».
Письмо это поступило в Третье отделение, в кратчайший срок переведено с идиша на русский, и уже спустя два дня после его перевода начальник Третьего отделения князь Орлов представил Николаю I отчет, в котором рассказывалось о письме «крещеного еврея» и рекомендовалось принять большинство предложений Бланка против евреев.
Любопытно отметить, что к письму Бланка была приложена следующая личная характеристика, данная ему губернатором Житомира: «Выкрест из евреев, по натуре своей склонен к докучливости и доносительству, не раз замеченный в недостойном поведении». Словом, прадед Ленина был обыкновенным склочником и доносчиком, или, если выражаться по понятиям нашего времени, стукачом. Что, как видим, отнюдь не помешало князю Орлову высоко оценить его верноподданническое рвение. Впрочем, не секрет, что Третье отделение, как впоследствии НКВД и КГБ, во многом держалось именно на стукачах.
Одержимый все тем же рвением, Бланк в августе 1846 года пишет второе письмо на идиш – «О различных средствах поощрения евреев к крещению», которое он на сей раз направляет в Министерство внутренних дел Российской империи. Это письмо по личному указанию царя было переправлено в «Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России», учрежденный по настоянию Николая I в 1840 году. В письме, помимо своих прежних рекомендаций, Бланк предлагал запретить собрания хасидов, которые, по его мнению, были рассадниками «еврейского фанатизма».
На заседании, состоявшемся 4 декабря 1846 года, члены Комитета отвергли предложения о массовом крещении евреев, однако подчеркнули, что отказ последних произносить молитву за здравие царя и его семьи является нетерпимым. В связи с этим было принято постановление проследить за отношением евреев к чтению этой молитвы и наказывать всех, кто отказывается ее читать. С этого, по сути дела, началась кампания по травле тех, кто уклонялся от произнесения этой молитвы, и борьба ряда авторитетных раввинов за внесение в ее текст поправок с тем, чтобы она больше соответствовала духу иудаизма. В мае 1845 года преемник Николая I Александр II пошел на компромисс с раввинами и утвердил новую редакцию молитвы за здравие царя и монаршего семейства.
История Дмитрия-Мойше Бланка еще раз доказывает, что многие притеснения евреев и ущемление их прав в царской России нередко осуществлялось с подачи крещеных евреев, на основе написанных ими «справок» и доносов.
А крещеных евреев в те годы в России было отнюдь не мало: по данным историков, в 1825–1855 годы крещение приняли около 30 000 евреев, причем 5000 из них – добровольно. Надо заметить, что потомки этих крещеных евреев оказали значительное влияние на последующую историю России, и Владимир Ленин в этом смысле – лишь самый яркий, но далеко не единственный подобный пример. Некоторые из этих потомков значатся сегодня среди лидеров российских антисемитов, и их статьи и высказывания поистине поражают силой патологической ненависти к евреям и всему, что с ними связано. Впрочем, это уже тема для совсем другого, отдельного разговора…
«Секретные материалы 20 века» №18(378), 2013. Петр Люкимсон, журналист (Израиль)