Сегодня в седьмых классах мы изучали технологии работы с животными. Нами было предложено ученикам подготовить и выступить с диалогами в рамках двустороннего общения.
Мы увидели огромные проблемы учеников седьмого класса в умении выстраивать диалог. Этому есть простое объяснение. Если для взрослого человека обмен высказываниями, репликами, вопросами и ответами привычен, вследствие того, что они достаточно много разговаривали в своей жизни в форме диалога. его этому научила жизнь, решение практических вопросов. Т.е. жизненный опыт.
У детей такого жизненного опыта нет. Они умеют вести диалог с родителями, братьями, сестрами, друзьями. Как только круг общения расширяется – дети теряются.
Интересно сколько часов в нашей школьной программе уделено освоению общения в форме диалога? В старой программе диалог вообще не изучался.
Устный и письменный ответ, сочинение, изложение, диктант, ответ у доски, реферат – это было, а диалога не помним.
С другой стороны, а какая форма общения самая популярная в нашей жизни? Сочинение, диктант, изложение – нет. Диалог. Так почему же этой форме общения в школе не уделяется времени.
Да, с точки зрения взрослого это элементарно. С точки зрения ребенка – нет. На наш взгляд детям надо объяснять принципы диалога. Сколько информации надо выдать собеседнику, чтобы быть услышанным? Надо ли говорить правду или достаточно своей точки зрения? Нужно ли говорить четко и ясно или допустимы детали и в каком объеме? Как надо говорить. Спокойно, эмоционально, монотонно, уверенно?
Нюансов десятки. Более того, нужна не только теория, нужна многочасовая практика. Письменная форма обучения, практикуемая в наших школах, зачастую мало пригождается в дальнейшей жизни. Дети хотят больше общаться, чем писать. Но ведь это абсолютно нормально.
Мы решили дать возможность детям не только пообщаться, но и посмотреть на себя со стороны. Пока только во время диалога. Темой диалога мы выбрали диалоги о домашних животных.
Все дети, у которых есть питомцы, с удовольствием о них рассказывают друг другу. Рассказывают, чем кормят своих питомцев, как занимаются с ними, где они спят и как общаются. Тема не сложная, но мы видим, как детям трудно держать себя, формулировать мысли, сдерживать эмоции. Дети активно жестикулируют, используют слова паразиты. Мы постараемся разобрать все диалоги, и такие занятия будем практиковать как можно чаще.