Все слышали, наверняка, выражение "сыновний долг". Давайте подумаем, откуда же оно взялось и чем грозит "должнику" и "кредитору"?
Начнём с основного.
Сыновнего долга не существует!
ДЕти ничего не должны родителм, однако, при этом о старшем поколении мы заботимся всю жизнь не из чувства вины/долга, а из любви безмерной. Да, важно не запутаться и не принять долг за любовь .
Долг можно выплатить. Закрыть, как ипотеку или займ. Чувство же долга перед родителями может окончательно уничтожить всё взаимопонимание и всю взаимопомощь (в непростые времена живём, кошмар! (С)).
Давайте спросим детей, существует ли этот долг? Должны ли они родителям?
Многие ответят утвердительно, мол, за все бессонные ночи у кроватки, часы в очередях за колготками/к врачу/ за книжками или подарками... Но нет. Не должны.
Сознательное желание стать родителями автоматически освобождает детей от обязанности чувствовать долг, ведь это желание изъявилось, неоднократно подтвердившись действиями.
Согласитесь, абсурдно винить только что зачатый плод в грядущих отёках/рубцах/изменениях веса и денежных затратах? И если рассматривать сыновний долг как контракт, то представьте себе кабальные условия: нельзя отказаться, на всю жизнь, без даты завершения и возможности приостановки и даже какого-то конкретного эквивалента.
Разве хоть один человек в здравом уме согласился бы на такой контракт? Конечно, нет.
Так что оставим это определение, все всё понимают.
Продолжим нюансами
Мы рассмотрели основную мысль. А теперь детально по некоторым проявлениям пройдёмся.
Что родитель, на самом деле, вкладывает в чадо
Если попробовать разобраться, что родитель, на самом деле, вкладывает в чадо, то мы увидим, что главное в списке - не время, ни деньги, ни силы, ни здоровье. Главное - это тепло и любовь. Это самое дорогое, что мы можем отдать нашим детям.
Именно это и будут хранить в своей памяти, передавать из уст в уста наши многочисленные потомки.
Скучая по безвременно ушедшим матерям, дети вспоминают не подарки и даже не праздники из детства. Они вспоминают мамино тепло, её улыбку, голос, прикосновения губ и теплоту ладоней. Они вспоминают озорные искорки в её глазах, совместные игры и шалости, пирожки и печенье, что она пекла по праздинкам.
Помощь родителям
Помогать надо с умом. Никогда не в ущерб своей собственной семье, в умонастроении равенства, любви и благоденствия.
То есть помочь с деньгами на лекарства/лечение в ущерб увеселительной прогулке своего семейства? Разумно. Отправить в Испанию на месяц вместо "одевания" детей в школу? Неразумно. Всё просто, если абстрагироваться от этих "самовыкупающих" фраз вроде: "но это же мои мама/папа/брат/сестра (нужное подчеркнуть)".
Нестись, сломя голову, не соизмерив желания с возможностями спасать мир и родителей - инфантильно и неосмотрительно. Дважды, а то и трижды подумать перед тем, как предложить помощь - взрослая позиция!
Обожаю цитату Берта Хеллингера, который говорит так: "Мы взрослеем, когда перестаем бояться обидеть своих родителей". Родители имеют право обижаться, они тоже живые обычные люди, а мы имеем право принимать их обиду на нас без чувства вины.
Стыдиться своих родителей - значит, брать на себя ответственность за их поведение, что излишне. Родители – взрослые люди и сами знают, как себя вести, мы за них не в ответе. Стыдиться поведения своих детей – это ощущать, что я не слишком хорошо его воспитываю, это сигнал к переосмыслению своей ответственности и изменению чего-то в отношении с детьми. Это нормально. Родителей мы не воспитываем и никогда не воспитывали, пусть наши бабушки-дедушки стыдятся за их поведение, а не мы.