Вспомним боестолкновения флотов в декабре 1939 года. В это время Советские войска 1 декабря захватили населённые пункты Репино, Комарово, Зеленогорск и начали продвижение вглубь Карельского перешейка. В середине декабря они остановились перед укреплениями "линии Маннергейма" и провели несколько штурмов в попытке прорвать укреплённые дотами позиции финнов. Все штурмы были отражены финскими войсками. Не лучше ситуация была на северном берегу Ладожского озера, где наступали на Сортовалу и в Карелии, где наступали в сторону Ботнического залива, чтобы разрезать Финляндию на 2 части, сражение на Раатской дороге было крайне неудачным для Советских войск. В Заполярье РККА 2 декабря захватила полуостров Рыбачий и полуостров Средний и совместно с Северным флотом захватила порт Петсамо. Но вернёмся к боям на море.
04.12.1939. Потопление подводной лодки U-36
Днём 04.12.1939 германская подводная лодка U-36 (тип VIIA) двигалась в надводном положении в Норвежском море около города Става́нгер. Где и была замечена Британской подводной лодкой HMS Salmon (тип S), которая выпустила одну торпеду по ничего не подозревающему противнику. U-36 затонула со всем экипажем. Первый во Второй Мировой войне случай потопления подводной лодки подводной лодкой.
13.12.1939. Бой у устья Ла-Платы
Уже 4 месяца Германский тяжёлый крейсер (броненосец) Admiral Graf Spee (тип Deutschland) осуществляет рейдерство против Британского судоходства, потопив за это время 9 грузовых судов. В Атлантику для поимки рейдера и патрулирования направлено несколько соединений. Одно из них, "Force G"базировавшееся на Фолклендских островах, по решению его командующего, коммодора Генри Харвуда, в начале декабря патрулировало у берегов Южной Америки между Аргентиной и Уругваем, в связи с тем, что он получил радиограммы с кодом "RRR" с остановленных германским рейдером грузовых судов у побережья Намибии и на основании своих наработок по борьбе с рейдерами предположил, что рейдер переместиться в другую часть океана, от Южной Африки к Южной Америке.
Состав сил Великобритании: "Force G"
Британский тяжёлый крейсер HMS Exeter (тип York), построен на верфи Devonport Dockyard, Плимут, принят в состав флота 27.07.1931. Стандартное водоизмещение 8520 тонн, Максимальная скорость 32 узла. Вооружение: 3х2 8"(203 мм) орудий, 4х1 4,1" (102 мм) орудий, 2х4 12,7 мм зенитных пулемётов, 2х3 533 мм торпедных аппарата.
Британский лёгкий крейсер HMS Ajax (тип Leander), построен на верфи Vickers Armstrong, Барроу-ин-Фернесс, принят в состав флота 03.06.1935. Стандартное водоизмещение 7270 тонн, максимальная скорость 32,5 узла. Вооружение: 4х2 6" (152мм) орудий, 4х2 4,1" (102 мм) орудий, 3х4 12,7 мм зенитных пулемётов, 2х4 533 мм торпедных аппарата.
Новозеландский лёгкий крейсер HMNZS Achilles (тип Leander), построен на верфи Cammell Laird, Биркенхед, принят в состав флота 10.10.1933. Стандартное водоизмещение 7270 тонн, максимальная скорость 32,5 узла. Вооружение: 4х2 6" (152мм) орудий, 4х2 4,1" (102 мм) орудий, 3х4 12,7 мм зенитных пулемётов, 2х4 533 мм торпедных аппарата.
*HMNZS расшифровывается как His Majesty's New Zealand Ship. HMS Achilles 01.10.1936 года был передан в состав Новозеландской дивизии Королевского флота (New Zealand Division of the Royal Navy), а 01.10.1941 был переведён в состав официально созданного Новозеландского Королевского Флота (Royal New Zealand Navy).
Состав сил Кригсмарине
Германский тяжёлый крейсер (броненосец) Admiral Graf Spee (тип Deutschland), построен на верфи Reichsmarinewerft, Вильгельмсхафен, принят в состав флота 06.01.1936. Стандартное водоизмещение 14890 тонн, максимальная скорость 28,5 узлов. Вооружение: 2х3 28 см орудий, 8х1 15 см орудий, 3х2 10,5 см универсальных орудий, 4х2 3,7 см зенитных орудий, 10х1 2 см зенитный орудий, 2х4 533 мм торпедных аппарата.
*калибр германских орудий всегда и везде указывался в сантиметрах, посему не стал переводить их в общепринятые дюймы.
Ход боя
В 06:10 на находившихся примерно в 390 морских милях восточнее Монтевидео Британских крейсерах заметили дым севернее своей позиции. Коммодор Харвуд с флагманского HMS Ajax приказал HMS Exeter провести проверку, для чего тяжёлый крейсер вышел из колонны и направился навстречу дымам. В 06:16 с HMS Exeter сигнальным прожектором передали: "Я думаю, что это карманный линкор" и подняли флажный сигнал "N" (Противник обнаружен). Примерно в это же время с Admiral Graf Spee сначала обнаружили мачты а в 06:14 идентифицировали приближающийся корабль как HMS Exeter, а видневшиеся позади корабли определили как эсминцы. Решив, что перед ним охрана конвоя, который, по сведениям радиоразведки, должен был проходить неподалёку, капитан цур зее Ганс Лангсдорф отдал приказ сблизится полным ходом для уничтожения противника, в 06:18 Admiral Graf Spee открыл огонь по HMS Exeter с расстояния 17 км Британский отряд по заранее оговоренному плану, а также по уже имевшемуся положению кораблей, разделился на две части, чтобы атаковать противника с двух сторон, HMS Exeter повернул на северо-запад открыв ответный огонь в 06:20, HMS Ajax и HMNZS Achilles повернули на северо-восток и открыли огонь 06:23 и 06:21 соответственно.
Уже третьим залпом Admiral Graf Spee в 06:23 накрыл HMS Exeter, попав в правый борт, осколки убили часть прислуги торпедного аппарата правого борта, разбили корабельный самолет в тот момент, когда его собирались запускать для корректировки огня. Через 3 минуты HMS Exeter получил прямое попадание во башню "B" (вторая носовая башня) главного калибра, в результате которого башня вышла из строя, а осколки от попадания попали в мостик и убили почти весь персонал, кроме командира корабля. Связь внутри корабля была нарушена и перешедший на кормовой мостик командир был вынужден передавать команды в машину через цепочку матросов. Тем временем HMS Ajax и HMNZS Achilles приблизились на 12 км, что привело к уверенному их опознанию, как лёгких крейсеров и Admiral Graf Spee открыл по ним огонь из вспомогательного калибра. В 06:37 HMS Ajax запустил свой гидросамолет Fairey Seafox, HMS Exeter выпустил две торпеды торпедного аппарата правого борта, но обе прошли мимо. В 06:38 HMS Exeter начал разворот, чтобы использовать торпедный аппарат левого борта и получил еще два прямых попадания от 28 см снарядов. Один попал в башню "А" (первая носовая башня) и вывел ее из строя, а другой пробил броню и разорвался внутри корпуса крейсера, начался пожар.
В этот момент HMS Exeter был серьезно поврежден: башня «Y» (кормовая) стреляла без центрального целеуказания, был крен на 7 ° на правый борт, однако был нанесён ответный удар. 8" снаряд попал в Admiral Graf Spee, пробил две палубы, взорвался в основании дымовых труб, повредив систему распределения топлива, оставив Admiral Graf Spee доступ к такому объёму топлива, которого бы хватило примерно на 16 часов хода.
В этот момент Admiral Graf Spee был обречен, ремонт топливной системы во время боя был невозможен, две трети зенитных орудий были уничтожены, как и одно 15 см вспомогательное орудие. В пределах досягаемости не было дружественных военно-морских баз и Лангсдорф принял решение идти в нейтральный порт Монтевидео.
Аdmiral Graf Spee сменил курс восточного на северо-западный, поставив дымовую завесу и оставляя позади HMS Ajax и HMNZS Achilles, но этот курс был почти параллелен курсу HMS Exeter, продолжавшему двигаться полной скоростью и ведущему огонь из кормовой башни, несмотря на уже сильный крен на правый борт, пожар и повреждения. В 07:10 два Британских легких крейсера сменили курс на западный, чтобы уменьшить дистанцию, так как текущая составляла примерно 13 км, несмотря на то что смогут вести огонь только из носовых башен. И в 07:20 Admiral Graf Spee перенёс на них огонь главного калибра, видя их быстрое сближение и британские лёгкие крейсера сменили курс на северо-западный, для задействования всей артиллерии и торпедных аппаратов. В 07:24 HMS Ajax выпустил торпеды с расстояния 7,2 км, в результате чего Admiral Graf Spee немного изменил курс и начал снова ставить дымовую завесу. В 07:25 в кормовые башни HMS Ajax попал 28см снаряд, башня "Х" вышла из строя, башню "Y" заклинило, лёгкие крейсера вернулись на западный курс, усложняя прицеливание. И Admiral Graf Spee снова перенёс огонь на HMS Exeter, у которого в 07:30 от близких разрывов 28 см снарядов залило кормовую башню, из-за чего она окончательно вышла из строя, а командир крейсера был ранен осколками. HMS Exeter повернул на юг и вышел из боя. К 07:40 у лёгких крейсеров начали пустеть погреба и они сменили курс на восточный, закрывшись дымовой завесой. При этом HMS Ajax получил попадание 28см снарядом, который разрушил одну из мачт. Коммодор Харвуд решил перейти к преследованию отступающего противника вне радиуса действия его артиллерии.
Итоги боя
Бой закончился Admiral Graf Spee следовал Монтевидео, HMS Exeter направился на Фолклендские острова, для мелкого ремонта перед переходом в Великобританию для настоящего ремонта, а Британские лёгкие крейсера HMS Ajax и HMNZS Achilles продолжили преследование. Около 11:30 Admiral Graf Spee пытался выстрелами остановить Британское грузовое судно Shakespeare, передавая при этом сообщение по радио, чтобы Британцы подобрали экипаж с шлюпок. Но поскольку экипаж грузового судна не торопился перейти в шлюпки, а у Лангсдорфа не было желания расстреливать гражданское судно из орудий, то он прошёл мимо и Shakespeare остался на плаву и проследовал дальше своим курсом. Когда начало темнеть в 19:15 Admiral Graf Spee произвёл пару залпов по HMS Ajax, который тут же отвернул, закрываясь дымовой завесой.
В Монтевидео Admiral Graf Spee дали только 3 дня на исправление повреждений, в то время как с Фолклендских островов в 22:00 14.12.1939 подошёл HMS Cumberland (тип Kent, 4х2 8" орудий, 4х1 4,1" орудий, 2х4 40мм зенитных орудия 2х4 533 мм торпедных аппарата), также состоявший в соединении "Force G". Английская разведка в Монтевидео через прессу сообщала что это прибыл HMS Renown, который в этот момент ещё только шёл от Южной Африки и прибытие ожидалось 19.12.1939. Сложив все факторы и поняв, что он в ловушке и корабль слабо боеспособен Лангсдорф принял решение затопить крейсер и интернировать команду. После затопления Admiral Graf Spee Лангсдорф покончил с собой.
13.12.1939 Подводная атака у пролива Скагеррак
Отряд германский кораблей в составе лёгких крейсеров Leipzig (тип Leipzig) и Nürnberg (тип Leipzig) и нескольких эсминцев вышел из пролива Скагеррак с приказом осуществить постановку мин у берегов Великобритании. Примерно в 11:25 отряд был атакован серией торпед с Британской подводной лодки HMS Salmon (тип S). Одна торпеда попала Leipzig переборку между двух котельных отделений, взрыв головной части торпеды выгнул бронированную палубу, повредил киль, через пробоину крейсер принял около 1700 тонн воды, были затоплены два котельных отделения из трёх, отключилась электроэнергия в насосной системе, повреждены паропроводы, остановилась турбина левого борта. На лёгком крейсере Nürnberg успели заметить идущие на него торпеды и крутым поворотом на левый борт попытались увернуться, но одна из торпеда попала в нос крейсера. Nürnberg снизил скорость до 12 узлов, чтобы уменьшить поступление воды и осмотра повреждений. Но тут же сигнальщики заметили ещё 3 торпедных следа в идущих в левый борт. Крейсер начал набирать скорость и совершил поворот направо, оставляя торпеды за кормой. торпеды взорвались в кильватерном следе Nürnberg, причинив крейсеру незначительные повреждения. Эсминцы начали охоту за подводной лодкой, продолжавшуюся 2 часа, но HMS Salmon ускользнул от противника.
14.12.1939 Подводная атака у Гельголанда.
Следующий в базу повреждённый Leipzig с эскортом был обнаружен 14.12.1939 британской подводной лодкой HMS Ursula (тип U). Подводная лодка, несмотря на мелководье, подошла в подводном положении на близкое расстояние к противнику и осталась незамеченной. Подводная лодка поднялась на перископную глубину и в 11:31 выпустила торпеды с близкого расстояния в идущий на 14 узлах повреждённый Leipzig. Но торпеды прошли перед носом крейсера и попали в эскортный корабль F-9 (тип F (Flottenbegleiter)). Подводная лодка сразу же погрузилась и отступила.
Война против судоходства.
Германия
Германский тяжёлый крейсер (броненосец) Admiral Graf Spee (тип Deutschland) 2 декабря захватил и потопил 1 грузовое судно в Южной Атлантике, примерно в 420 милях западнее Намибии, 3 декабря захватил и потопил 1 грузовое судно в Южной Атлантике. 7 декабря захватил и потопил 1 грузовое судно в Южной Атлантике.
Германская подводная лодка U-31 (тип VIIA) потопила 7 грузовых судов - 2 судна 1 декабря около Абердина, Шотландия, 1 судно 3 декабря в Северном море, 2 судна 4 декабря в Северном море, 2 судна 6 декабря в Северном море.
Германская подводная лодка U-56 (тип IIC) потопила 2 грузовых судна - 1 судно 2 декабря в Северном море, 1 судно 3 декабря в Северном море
Германская подводная лодка U-47 (тип VIIB) потопила 4 грузовых судна - 1 судно 5 декабря в Кельтском море, 1 танкер 6 декабря в Кельтском море, 7 декабря грузовое судно уходя от атаки выбросилось на берег и разломилось надвое, около деревни Терлстоун, графство Девон, Англия, 1 судно 7 декабря в Английском канале,
Германская подводная лодка U-23 (тип IIB) потопила 1 грузовое судно 7 декабря в Северном море.
Германская подводная лодка U-38 (тип IXA) потопила 3 грузовых судна - 1 судно 7 декабря в Норвежском море, 1 судно 11 декабря в Норвежском море, 1 судно 13 декабря в Норвежском море
Германская подводная лодка U-48 (тип VIIB) потопила 3 грузовых судна - 1 судно 8 декабря в Кельтском море, 1 судно 9декабря в Кельтском море, 1 судно 15 декабря в Атлантике
Германская подводная лодка U-20 (тип IIB) потопила 2 грузовых судна - 1 судно 9 декабря в Северном море, 1 судно 10 декабря в Северном море
Германская подводная лодка U-57 (тип IIC) потопила 2 грузовых судна 13 декабря, одно около Дюнкерка, второе в Северном море.
Германская подводная лодка U-59 (тип IIC) потопила 4 грузовых судна - 2 судна 16 декабря и 2 судна 17 декабря в Северном море.
Германская подводная лодка U-21 (тип IIB) потопила 1 грузовое судно 21 декабря в Северном море
Германская подводная лодка U-46 (тип VIIB) потопила 1 грузовое судно 22 декабря в Северном море
Германская подводная лодка U-30 (тип VIIA) 28 декабря расстреляла из орудия вооружённый траулер в Северном море
Германская подводная лодка U-32 (тип VIIA) потопила 1 грузовое судно 31 декабря в Северном море.
Бомбардировщики 10 авиакорпуса Люфтваффе потопили:17 декабря 6 траулеров, 18 декабря 2 траулера, 19 декабря 3 траулера, 31 декабря 1 траулер.
Союзники
Британский линейный крейсер HMS Renown (тип Renown) вместе с Британским тяжёлым крейсером HMS Sussex (тип London) 2 декабря захватили и потопили германское пассажирское судно в 50 милях южнее мыса Игольный (Cape Agulhas) - самой южной точкой Африки.
Британский лёгкий крейсер HMS Ajax (тип Leander) 6 декабря захватил и потопил 1 пассажирское судно в 100 милях южнее города Некочея (Necochea) Аргентина.
Британский тяжёлый крейсер HMS Shropshire (тип London) 9 декабря захватил и потопил 1 грузовое судно около берегов Анголы.
Британский эсминец HMS Hyperion (тип H) 19 декабря примерно в 450 милях восточнее побережья штата Нью-Джерси остановил германский пассажирский лайнер Columbus (32 581 GRT), прорывавшийся в Германию. Экипаж, вместо сдачи, самостоятельно затопил лайнер и перешёл на шлюпки вместе с пассажирами. Все 576 человек были подобраны находившимся неподалёку и наблюдавшим за событиями Американским тяжёлым крейсером USS Tuscaloosa (тип New Orleans) и доставлены в Нью-Йорк как спасённые в море, а не как пленные.
Британский эсминец HMS Wishart (тип W) 26 декабря перехватил у южного побережья Испании 1 грузовое судно, экипаж которого не стал сдаваться, а разбил судно о берег рядом с городом Санлукар-де-Баррамеда, провинция Кадис, Испания. Немцы были спасены испанскими рыбаками.
Советский Союз
Cоветская подводная лодка С-1 (тип С, серия IX) 10 декабря в Ботническом заливе расстреляла из орудия и потопила 1 германское грузовое судно с грузом для Финляндии.
Советская подводная лодка Щ-323 (тип Щука, серия X) 10 декабря в Балтийском море потопила 1 эстонское грузовое судно.
Советская подводная лодка Щ-322 (тип Щука, серия X) 10 декабря в Финском заливе потопила 1 германское грузовое судно.
Советская подводная лодка Щ-311 (тип Щука, серия V-бис-2) 28 декабря потопила 1 финское грузовое судно в Ботническом заливе
Мины
На минах подорвались и потонули 33 грузовых судна и 10 траулеров и каботажных судов.
На минах подорвались, но остались на плаву и потребовали ремонта: Британский линкор HMS Nelson (тип Nelson), Британский эсминец HMS Kelly (тип K), Британская подводная лодка HMS Triumph (тип T).