Валерия Гусева, 16 лет, ученица 10-го класса школы № 82 города Новосибирска. Любит многие предметы, но преподавать хочет в начальных классах, чтобы заложить фундамент знаний, который будет востребован детьми на протяжении всей жизни. Главными для педагога качествами считает справедливость, организованность, вежливость, наблюдательность. Национальный проект «Образование» называет документом, который направлен не только на цифровизацию и гуманизацию отрасли, но и на повышение статуса преподавателей.
— Я разносторонний человек, поэтому у меня много увлечений. С шести лет мама отдала меня в школу «Юнисити», где я на протяжении восьми лет изучала английский язык. Также три года ходила в школу Fraules Dance Centre на танцы. Сейчас увлекаюсь бисероплетением, раскрашиваю картины по номерам, занимаюсь алмазной мозаикой, вышиванием.
Каждый год, начиная с 4-го класса, я принимаю участие в олимпиадах «Золотое руно», «Британский бульдог», «Кенгуру». С удовольствием участвую в различных мероприятиях. В этом году в нашей школе открылись первичное отделение Российского движения школьников и Школа подготовки вожатых, куда я с радостью хожу, получая не только положительные эмоции, но и набираясь опыта.
В прошлом году я выбирала себе профессию и решила стать учителем. На моем выборе не могло не сказаться обучение в школе. У меня есть любимые учителя, которые вызывают желание и стремление быть похожими на них. Мне нравится проводить уроки у детей, играть с ними, организовывать интересные мероприятия, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо.
— Какой предмет хотите преподавать? Или у вас все предметы любимые?
— У меня нет определенного любимого предмета. Мне кажется, что каждый предмет по-своему интересный и увлекательный. Именно поэтому я хочу пойти на учителя начальных классов. В этом возрасте педагог открывает мир для ребенка, закладывает фундамент знаний, который будет востребован на протяжении всей школьной жизни. Огромная ответственность и честь — вести за руку детей в незнакомый, но удивительный мир. Что может быть лучше, чем твоя причастность к этим новым свершениям?
— Какие качества в учителе вы считаете самыми главными? И есть ли среди ваших знакомых педагоги, обладающие этими качествами?
— На мой взгляд, самые главные качества в учителе —любовь к профессии, мобильность, ответственность, терпимость. Эталоном учителя, имеющего все эти качества, является мой преподаватель по праву Павел Теодорович Кнауб. Он очень ответственный педагог. Объясняет темы простыми словами, но если кто-то не понимает, всегда объяснит заново. На его уроках очень интересно и увлекательно. В будущем я хочу равняться на Павла Теодоровича.
— Когда разговор заходит о педагогике, кого из классиков вам хочется процитировать?
— Мне нравятся слова Ивана Гончарова: «Педагог без любви к ребенку — все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей». На мой взгляд, эти строчки содержат глубокий смысл.
— А есть педагоги, которыми вы восторгаетесь?
— Василий Жуковский. Он известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как педагог царской семьи. Жуковский был учителем наследника престола Александра Николаевича — будущего императора Александра II. Лично разработал 12-летний план обучения, в который входили уроки по русскому языку, истории, географии и другим дисциплинам. Смог передать опыт и знания своим воспитанникам и тем самым повысить уровень образованных людей.В образовании великого князя Жуковский добился больших успехов и был щедро награжден.
— Специальную литературу, посвященную педагогике, читаете? Или теории предпочитаете практику?
— И литературу читаю, и практикой занимаюсь. В школе я состою в вожатском отряде «Комета». Мы проводили для младших классов занятия, чтобы показать им, какие в мире есть религии. И я в очередной раз убедилась, что хочу быть учителем. Я и раньше выступала перед публикой, но это нельзя сравнить с ощущением, когда ты видишь заинтересованные глаза детей.
— Окончив педвуз и придя в школу дипломированным специалистом, волноваться уже не будете?
— К своему первому уроку я буду готовиться тщательно, подбирая дидактические материалы, продумывая каждый этап. В случае чего начну импровизировать, но так, чтобы это не превращалось в поток сознания. Конечно, буду волноваться, но постараюсь не показать этого: урок должен вызывать массу положительных впечатлений.
— Вы будете амбициозным учителем?
— Начинающий учитель должен быть амбициозным. В настоящее время, считаю, главная амбиция — это добросовестно трудиться и каждый день получать максимальное удовольствие от работы. Таким образом, на мой взгляд, у каждого молодого педагога есть возможность реализовать карьерные амбиции, покорить эту лестницу. Все в наших руках, все зависит только от нас.
— Вопрос из этой же серии: вы будете строгим учителем?
— Я думаю, что строгость в профессии учителя нужна и важна. Строгий учитель — значит требовательный. Учитель должен всегда держать некую дистанцию с учениками, поэтому строгость и требовательность здесь необходимы. Каким бы знающим ни был педагог, без соответствующей дисциплины на уроке хороших результатов от учащихся добиться сложно. Вне уроков нужно просто быть ребятам наставником, готовым в любой ситуации прийти на помощь.
— Учитель не только учит, но и воспитывает. У вас нет ощущения, что в последнее время педагог проигрывает в этом, например, интернету?
— Школа открывает для детей мир, закладывает фундамент знаний. Я полностью готова взять на себя такую ответственность. Понимаю, что сегодня интернет и улица заменяют родителей и учителей, но все же не стоит унывать. Нужно показать ученикам, как замечательно иметь свою точку зрения, свои мысли. Со временем они поймут, что учителя и родители никогда не заменят улицу и интернет.
— Мечтаете добиться признания? Например, стать победителем Всероссийского конкурса «Учитель года»...
— Конкурс «Учитель года» не является для меня оценкой преподавания. Для меня важно, чтобы мои уроки по-настоящему способствовали формированию знаний у детей. В первую очередь —участие, лишь потом —победа. Я бы выложилась на все сто процентов, чтобы наглядно показать своим будущим ученикам, насколько необходимо добиваться вершин.
— Трудности, с которыми сталкиваются учителя, не способны изменить ваше мнение?
— Трудностей я не боюсь: они есть в любой профессии. Свою работу я буду выполнять с удовольствием. Самая великая слава приходит не к тому, кто никогда не падал, а к тому, кто поднимается как можно выше после каждого падения.
— Вы знакомы с национальным проектом «Образование»? Насколько он важен для сферы, в которой вы собираетесь работать?
— Национальный проект — это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая —обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение нашей страны в число 10 ведущих государств мира по качеству общего образования. Вторая —воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Если люди надеются на этот проект, его надо реализовывать.
Национальный проект направлен не только на цифровизацию и гуманизацию образования, но и на повышение статуса учителей. Я бы ввела в школах классные часы, посвященные великим педагогам, чтобы дети ценили учительский труд. А чтобы работа преподавателя была в почете, необходимы, на мой взгляд, поддержка и понимание со стороны общества.
Фото: архив героя.
Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.
#Российскоеобразование #образование #осознанныйвыбор #кадры #молодыепедагоги #учителяXXIвека