По сравнению с первым анонсом в марте 2021 года в конструкции ракеты-носителя "Neutron" многое изменилось. Корпус ракеты теперь будет сделан из углеродного композита производства компании Rocket Lab, а на 1 ступени будут установлены 7 кислородно-метановых двигателей "Архимед". Изначально двигатели должны были быть кислородно-керосиновые, но метан лучше подходит для многоразового использования, кроме того обтекатель теперь интегрирован с 1 ступенью РН
Новая частично многоразовая ракета-носитель среднего класса "Neutron" из 2050-ых (по словам Питера Бека) компании Rocket Lab (Новая Зеландия - США), как и прежде (в планах на начало 2021 года), будет способна вывести 8 тонн на НОО в многоразовом исполнении и целых 15 тонн без спасения 1 ступени. Самое интересное, что у новых кислородно-метановых двигателей "Архимед" (тяга 1 мН, удельный импульс 320 с) для подачи топлива в камеру сгорания будут использоваться электронасосные агрегаты, как и у двигателя "Резерфорд" уже существующей лёгкой РН компании - "Электрон". Детали для новых двигателей очевидно тоже будут создаваться с максимальным использованием технологии 3D-печати. Высота ракеты по прежнему составляет 40 м, а диаметр уменьшается с 7 м у основания до 5 м для обтекателя. При этом размер обтекателя вырос с 4.5 до 5 м, а стартовая масса заправленной РН составит 480 тонн (для сравнения у РН "Союз-2.1а" она равна 312 тоннам).
Ракета-носитель "Neutron" будет способна: выводить на околоземную орбиту мегасозвездия спутников, запускать межпланетные миссии (1.5 тонны ПН к Марсу и Венере) и иметь возможность осуществления пилотируемых миссий. Компания обращает внимание на возможность быстрого повторного использования 1 ступени - она возвращается на посадочную посадку вблизи от места старта. Обтекатель интегрирован с 1 ступенью и полностью многоразовый, используется конструкция из 4 раскрывающихся лепестков. Конструкция корпуса ракеты использует легкий углеродный композит, разработанный компанией Rocket Lab. 2 ступень будет подвешена в грузовом отсеке, на неё будет установлен 1 двигатель "Архимед" в вакуумной модификации (тяга 1.1 мН). По словам Питера Бека 2 ступень будет самой лёгкой и прочной в истории ракетостроения.
Огневые испытания нового ЖРД открытого цикла "Архимед", использующего топливную пару жидкий кислород-метан, намечены на 2022 год, его цикл производства видится не таким сложным, как у "Раптора" компании SpaceX. По словам Бека его конструкция довольно простая и есть возможность начать его сборку прямо в Новой Зеландии. Метан выбран не случайно, ведь именно этот типа топлива лучше всего подходит для выполнения задачи (нет нагара на стенках сопла) по быстрому повторному использованию двигателя и 1 ступени ракеты-носителя.
Самые главные выводы: метан становится всё популярнее, как один из самых универсальных видов ракетного топлива - меньше загрязнения при сгорании, идеально подходит для многоразовых ракетных ступеней. Оригинальная конструкция обтекателя ракеты-носителя, он всегда остаётся вместе с 1 ступенью и используется повторно без всяких проблем. Ставка на технологию 3D-печати в создании материалов, как и в случае с РН "Электрон", плюс использование электронасосных агрегатов в конструкции двигателей и 1 и 2 ступени, при этом первый полёт ракеты-носителя ожидается не ранее 2024 года.
#космонавтика #rocket lab #питер бек #ракеты #ракетостроение
Спасибо за внимание!