История успешной бизнесвумен, нашедшей себя в живописи. Инна Бельтюкова рассказывает, как пришла к творчеству, почему ей не близок современный подход к искусству и делится мечтой добавить арта в туризм.
Работу Инны можно увидеть на фестивале ADVENT Начало до 5 декабря. Его цель — показать работы современных авторов и открыть новые имена в сфере искусства для каждого желающего.
Artifex: Расскажите, как вы пришли в искусство и что оно для вас сейчас значит.
Несмотря на то что я по натуре человек творческий: люблю музыку, пишу, играю инструментах, меня всё-таки жизнь занесла в экономику. В девяностых мы с мужем открыли совместный туристический бизнес. В конце концов мы испытали дефолт, что и стало толчком к началу моего творческого пути как художника.
С крахом бизнеса жизнь разделилась на до и после, и из глубочайшей депрессии меня вытянула живопись. Я начала по девятнадцать часов в сутки писать картины, для меня это была своего рода медитация и уход от реальности. Меня вдохновило то, что мои работы начали нравиться близким и друзьям, а потом я очень быстро стала востребованной. И без ложной скромности могу сказать, что я как художник очень успешна, потому что у меня нет свободных работ, они продаются практически сразу, как появляются.
Artifex: Как вы начали выставляться?
Первая моя персональная выставка была во Фрязино. Вице-президент Творческого союза художников России Александр Беглов предложил мне показать свои работы, потому что ему они показались интересными.
Поначалу я писала то, что в первую очередь казалось красивым: цветы, море… После этого я начала работу над коллекцией картин под названием «Бизнес-Аллегории». Это, собственно, и была моя первая попытка в концептуальной живописи. Как человек бизнеса, я начала объединять бизнес-понятия с живописью и изображать их в образах, это вызвало интерес у знакомых, которые имели к изобразительному искусству определенное отношение.
В 2016 году у меня была выставка в музее имени Пушкина. Это, не стану скрывать, был один из самых счастливых дней в моей жизни. Я приглашала туда своих друзей, партнеров, людей, чье мнение мне очень важно. Это был праздник. В тот день я поняла, что мне в жизни удалось чего-то достичь.
Главное было то, что параллельно с этим мы с мужем смогли вернуться в бизнес, это было наше третье пришествие. Несмотря на то, какой это был серьезный шаг, мы с ним приняли тяжелое решение и первыми на рынке смогли реализовать технологически сложный процесс. Это тоже своего рода креативная история, где творческие инициативы нашли свое воплощение.
Была еще одна не менее важная выставка в администрации президента. Мои работы украшали несколько мероприятий, в частности, шахматный турнир, который проходил в отеле «Президент». Там у меня появилась новая аудитория.
Artifex: Можете подробнее рассказать о своем стиле и техниках?
Я пишу в реализме, что не есть признак современного искусства. С другой стороны, в варане, спрятанном в песке, я вижу образ налогообложения. Я скорее играю на полутонах в понятийном смысле. У меня есть абстрактные работы, но их очень мало. Я воспринимаю их как потенциально новое направление в своем творчестве. Тем не менее с помощью «Бизнес-Аллегорий» я закрепила за собой образ человека, пришедшего из бизнеса в живопись, и воплотивший свою деловую практику в холстах.
Живопись для меня — не источник дохода, я все-таки остаюсь в бизнесе, в своем основном виде деятельности. Есть одна идея, один проект, после реализации которого, я уже думаю, что смогу полностью посвятить себя творчеству.
Это уже наша третья попытка достичь серьезного успеха, и мне приятно, что я являюсь примером такой жизнестойкости. Нас даже в отрасли называют «птицей Феникс» за нашу способность падать и подниматься. Холсты, которые я пишу, очень активные по цвету, жизнеутверждающие, может, даже агрессивные, но это для меня попытка противопоставить наши непростые будни в бизнесе яркости жизни, показать красочность образов и наполненность.
Artifex: Какая работа имеет для вас особое значение?
Она называется Life Code. В то время мы с супругом хотели написать книгу, которая рассказывала бы историю нашей работы во всех деталях, со всеми взлетами, с рейдерскими захватами. В то же время у меня возникла идея переложить на холст не бизнесовую часть, а всю мою жизнь. Идея эта возникла после нашего возвращения из Парижа, посещения французских галерей, просмотра работ сугубо современной техники: абстрактных, пастозных. Так появилась картина Life Code, которую все мои друзья-художники считают самой сильной и удачной. Суть этой работы — визуализация прошлого, важных и переломных моментов в жизни.
У меня есть подобная работа, которую я написала для одного небезызвестного человека. Для меня это еще один опыт в создании таких работ. Человек, чью жизнь я изображаю в таком формате, должен быть участником этого процесса, чтобы помочь обозначить этапы жизни, изменения сознания, какие-то знаковые события. У каждого эти опорные точки свои, необязательно они позитивные, но всегда значимые. Моя задача как художника переложить эти события на холст и сделать их созвучными тому человеку, жизнь которого я изобразила.
Artifex: Что вам писать интереснее всего?
Глаза. У одной женщины я увидела дома два портрета и я поняла, что хочу их сделать лучше, по-другому. Тогда я пошла в музей Шилова, для меня это мастер портрета. Я засняла почти всего его картины, для меня это был мастер-класс, погружение в технику. Это была моя первая попытка написать человека, и главное было то, что в итоге человеку, которого я изображала, понравилась моя работа. Я очень много часов потратила на этот портрет: одних только вариантов глаз было около двадцати, но в итоге я довела его до того качества, которое меня удовлетворяло. После этого мне стало интересно рисовать людей. Я считаю, что нет ничего более интересного, чем человек.
Сколько я себя помню, в любое свободное время на уроках, лекциях, когда можно было отвлечься от конспектирования, я рисовала глаз человека — это было мое художественное хобби. Наверное, поэтому я и пришла к портретам. Как бы банально ни звучало, но глаза — это зеркало души.
Artifex: Вы никогда не учились живописи?
Углубляясь в живопись, я начала понимать, что мне не хватает образования, лексики, чтобы общаться с людьми, которые посвятили свою жизнь искусству, так же как я посвятила свою туризму. И я привыкла, что если я чем-то занимаюсь, я занимаюсь этим профессионально, поэтому год назад я пошла учиться в Строгановскую академию на искусствоведа.
Тема диссертации Art gallery hotel — это одна идея, которую я хочу реализовать в жизни. Я хочу объединить гостиницы как арт-пространства, которые в маркетинговой модели используют картины, другие объекты искусства в разных форматах. В Австралии есть сеть отелей, представляющих ныне живущих художников. Квинтэссенций будет создание системы бронирования, которая будет интересна гостю своим наполнением, и они смогут быть сопричастны этому в рамках своей деловой поездки или отдыха.
Для меня здесь важна не стандартная система оценки, связанная со звездами, а степень интегрированности гостя в арт. Это может быть двухзвездочный отель, но его логистика позволяет выделить пространство под какие-то экспозиции или, наоборот, это может быть пятизвездочный отель, в холле которого расположено что-то невероятное, возможно даже какой-то антиквариат. Это дополнительный центр притяжения для клиента. Я хочу, чтобы в системах бронирования появился еще один фильтр, который назывался Art Hotel, и для любителей искусства это могло бы стать дополнительным критерием выбора места размещения во время поездки.
Artifex: Когда вы делали что-то в последний раз в первый раз?
В данный момент в первый раз, поэтому пока что и в последний, я делаю копию картины Айвазовского «Волна», по просьбе друга моей дочери, который очень любит эту картину, и всегда хотел ее иметь на стене. Для меня апгрейд в собственных глазах.
Artifex: Мне казалось всегда, что искусство — это такое сложно зашифрованное удовольствие. Как вы думаете, с какой стороны нужно подойти к живописи, чтобы понять ее?
У меня, возможно, непопулярное мнение. Одна из причин, почему я пошла учиться на искусствоведа — это мой протест против того, что некоторые коллекционеры, люди, готовые выкладывать за картины сумму с девятью нулями в рублях, воспринимают объекты искусства как инвестиции, которые аукционами можно искусственно поддерживать на высокой стоимости, и таким образом защищать свои вложения. Для меня важна классическая история, для меня важно написать картину так, чтобы она понравилась, тронула, чтобы она и в будущем была актуальна, вызывала интерес, эмоцию.
Автор: Dimson and Zhu zha © Artifex.ru