Часть ll, предпоследняя
Молодые парни надолго остались в одиночестве в чужой стране...
До Ливорно с Еропкиным добрались лишь Тимофеей Усов, Федор Исаков (сбежавший после трех лет мытарств) и Петр Колычев (этот, благодаря поддержке домашних, выдержал немного больше). Виной тому кварталы красных фонарей или слишком маленькая пенсия, история умалчивает (тогда пансион был очень мизерным, в среднем всего 12 руб 65 коп. Впрочем, с тех пор в этом плане, у нас мало что изменилось).
Посланный устроить их в Риме Ю. И. Кологривов, до этого учившийся там около года, вскорости уехал по другим поручениям, оставив Еропкина за старшего. Молодые парни надолго остались в одиночестве в чужой стране...
Постоянно подрабатывая, они выучили на бытовом уровне итальянский язык. По молодости, очевидно, они не смогли понять всей возрожденческой красоты Ливорно. Но, несомненно, в памяти Еропкина запечатлелась регулярная застройка города, доминирующая центральная площадь с улицами расходящимися лучами, ячеистая структура планировки.
Из Ливорно они поехали во Флоренцию и Рим. Путь пенсионеров лежал через покорившую сердце будущего архитектора Венецию... Может оттого и Питер называют не Амстердамом, а Северной Венецией, что нотки этой любви привнесены в очертания города на Неве?
Полуторагодичные скитания по северной Италии закончились в Риме. Там они поступили в обучение к Л. Чиприано. Программа обучения была обширной. Не только архитектура, но языки, история, математика и философия входили в обязательный перечень.
В Риме они обучались, терпя лишения и нужды, у многих мастеров. Еропкину удалось соприкоснуться в работе с великим зодчим Андреа Палладио. До 1723(24) года он переводил его трактаты и помогал в работе.
Не гнушался ради выживания ничем. Брал самые мелкие и неинтересные заказы, оттачивая свое мастерство. Известно, что Кологривов (оставшийся куратором) присылал Петру l на ознакомление работы молодых архитекторов.
Есть обоснованное мнение, что Еропкин побывал и во Франции. И причиной тому не только его свободное владение французским (он входил в языковую программу обучения). Слишком уж многое в обустройстве Петербурга напоминает муниципальное деление Парижа и Версальскую лучевую застройку.
Вернушись с кипой книг, знанием нескольких языков, массой идей и страстным желанием на деле воплотить полученные знания на благо Отчизны, он с блеском сдает архитекторский экзамен.
Экзаменаторы Б. К. Растрелли и Г. Киавери признали его знания достойными архитектора.
Именным указом Пётр l жалует ему чин подполковника архитектуры. И менее чем через год - полковника (за всю историю в таком звании были лишь двое. Первый - Доменико Трезини)
Карьера первого русского зодчего - профессионала взлетела на крыльях его изумительной работоспособности. Начав кипучую деятельность в Москве, Стрельне, Петергофе и Екатерингофе, он получает аттестат первого русского архитектора от Б.Расстрелли и Д.Трзини, дающий ему право самому через пару лет экзаменовать архитекторов российской школы, построивших основные питерские доминанты и оставивших след в истории: И.К.Коробова, (Адмаралтейство), С.И. Чевакинского ( Никольский собор) и многих других.
Уже в 1726 - 28 годах Еропкин возглавлял реставрационные комиссии в Москве и Петербурге, руководил строительством отдельных зданий, сооружений в Стрельне и Петергофе, составлял проекты. Он строил не только для столицы, а и для всей Российской империи. Однако, в большинстве случаев его талант раскрылся не как монументального архитектора, а как "инженера мощения улиц".
Очистка каналов и рек, постройка мостов и оросительной систем, подготавка Невских берегов к граниту для предотвращения последствий наводнений. Так формировался великий Российский зодчий, арена которому была не дворец, не улица, а весь город !
Много зданий, впоследствии воплощенных в камень, со временем потеряли на титульном листе его фамилию. Осталось много нереализованных проектов. Еще больше начисто перелицованных зданий. Яркие тому примеры - знакомые каждому жителю и гостю Петрбурга: Гостиный Двор и Александро Невский монастырь (Лавра).
В своих работах он использовал "Итальянскую манеру". Она пришлась по вкусу многим не только в Италии, но и во многих европейских странах. Особенно привлекал Еропкина стиль, родоначальником которого считается мастер эпохи возрождения Микеланджело Буонарроти. Он полностью давал возможность раскрыться талантам архитектора, а зрителям увидеть многообразие форм и вычурность.
Позже этот стиль назовут барокко...
Продолжение следует...
в статье использовались материалы:
КАЛЯЗИНА Н. В., КАЛЯЗИН Е. А. Петр Еропкин. В кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб. 1997,
ПСЗ-1. Т. 10. N 7323.
Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М. 1969.
Понравилась статья? Жмите лайк, подписывайтесь, комментируйте и ждите продолжения.