Найти тему

В Италии пенсионеры вынуждены работать

Часть ll, предпоследняя

Молодые парни надолго остались в одиночестве в чужой стране...

До Ливорно с Еропкиным добрались лишь Тимофеей Усов, Федор Исаков (сбежавший после трех лет мытарств) и Петр Колычев (этот, благодаря поддержке домашних, выдержал немного больше). Виной тому кварталы красных фонарей или слишком маленькая пенсия, история умалчивает (тогда пансион был очень мизерным, в среднем всего 12 руб 65 коп. Впрочем, с тех пор в этом плане, у нас мало что изменилось).

 Посланный устроить их в Риме Ю. И. Кологривов, до этого учившийся там около года, вскорости уехал по другим поручениям, оставив Еропкина за старшего. Молодые парни надолго остались в одиночестве в чужой стране...

Чужая страна. Архив автора
Чужая страна. Архив автора

Постоянно подрабатывая, они выучили на бытовом уровне итальянский язык. По молодости, очевидно, они не смогли понять всей возрожденческой красоты Ливорно. Но, несомненно, в памяти Еропкина запечатлелась регулярная застройка города, доминирующая центральная площадь с улицами расходящимися лучами, ячеистая структура планировки.

Из Ливорно они поехали во Флоренцию и Рим. Путь пенсионеров лежал через покорившую сердце будущего архитектора Венецию... Может оттого и Питер называют не Амстердамом, а Северной Венецией, что нотки этой любви привнесены в очертания города на Неве?

Полуторагодичные скитания по северной Италии закончились в Риме. Там они поступили в обучение к Л. Чиприано. Программа обучения была обширной. Не только архитектура, но языки, история, математика и философия входили в обязательный перечень.

В Риме они обучались, терпя лишения и нужды, у многих мастеров. Еропкину удалось соприкоснуться в работе с великим зодчим Андреа Палладио. До 1723(24) года он переводил его трактаты и помогал в работе.

Чужая страна. Архив автора
Чужая страна. Архив автора

Не гнушался ради выживания ничем. Брал самые мелкие и неинтересные заказы, оттачивая свое мастерство. Известно, что Кологривов (оставшийся куратором) присылал Петру l на ознакомление работы молодых архитекторов.

Есть обоснованное мнение, что Еропкин побывал и во Франции. И причиной тому не только его свободное владение французским (он входил в языковую программу обучения). Слишком уж многое в обустройстве Петербурга напоминает муниципальное деление Парижа и Версальскую лучевую застройку.

Вернушись с кипой книг, знанием нескольких языков, массой идей и страстным желанием на деле воплотить полученные знания на благо Отчизны, он с блеском сдает архитекторский экзамен.

Экзаменаторы Б. К. Растрелли и Г. Киавери признали его знания достойными архитектора.

Именным указом Пётр l жалует ему чин подполковника архитектуры. И менее чем через год - полковника (за всю историю в таком звании были лишь двое. Первый - Доменико Трезини)

Реализованный проект
Реализованный проект

Карьера первого русского зодчего - профессионала взлетела на крыльях его изумительной работоспособности. Начав кипучую деятельность в Москве, Стрельне, Петергофе и Екатерингофе, он получает аттестат первого русского архитектора от Б.Расстрелли и Д.Трзини, дающий ему право самому через пару лет экзаменовать архитекторов российской школы, построивших основные питерские доминанты и оставивших след в истории: И.К.Коробова, (Адмаралтейство), С.И. Чевакинского ( Никольский собор) и многих других.

Уже в 1726 - 28 годах Еропкин возглавлял реставрационные комиссии в Москве и Петербурге, руководил строительством отдельных зданий, сооружений в Стрельне и Петергофе, составлял проекты. Он строил не только для столицы, а и для всей Российской империи. Однако, в большинстве случаев его талант раскрылся не как монументального архитектора, а как "инженера мощения улиц".

Очистка каналов и рек, постройка мостов и оросительной систем, подготавка Невских берегов к граниту для предотвращения последствий наводнений. Так формировался великий Российский зодчий, арена которому была не дворец, не улица, а весь город !

Много зданий, впоследствии воплощенных в камень, со временем потеряли на титульном листе его фамилию. Осталось много нереализованных проектов. Еще больше начисто перелицованных зданий. Яркие тому примеры - знакомые каждому жителю и гостю Петрбурга: Гостиный Двор и Александро Невский монастырь (Лавра).

Проекты
Проекты

В своих работах он использовал "Итальянскую манеру". Она пришлась по вкусу многим не только в Италии, но и во многих европейских странах. Особенно привлекал Еропкина стиль, родоначальником которого считается мастер эпохи возрождения Микеланджело Буонарроти. Он полностью давал возможность раскрыться талантам архитектора, а зрителям увидеть многообразие форм и вычурность.

Позже этот стиль назовут барокко...

Продолжение следует...

в статье использовались материалы:

КАЛЯЗИНА Н. В., КАЛЯЗИН Е. А. Петр Еропкин. В кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб. 1997,

ПСЗ-1. Т. 10. N 7323.

Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М. 1969.

Понравилась статья? Жмите лайк, подписывайтесь, комментируйте и ждите продолжения.