Время неохотно делится с прошлым и только от желания людей ( и их возможностей) зависит- сможем ли мы сохранить память о своем прошлом. В этой связи можно только приветствовать, что заботами о сохранении объектов и экспонатов военной истории занимаются многие страны. И вполне обоснованно в музеях стран встречать корабли прошлой эпохи, даже корабли, которые входили в состав флота страны, развязавшей мировую бойню. Они от этого не становятся менее интересными.
Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения, в том числе - образец иностранного кораблестроения. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху (если таких кораблей было построено десятки единиц). В этом случае сохранение этого корабля или его части дело большой важности. И пример данного памятника тому свидетельство - свидетельство жестокой борьбы, развернувшейся на просторах Атлантики, свидетельство Победы!
28.Памятный объект: Подводная лодка U-2540 "Wilhelm Bauer" ("Вильгельм Бауэр") серия ХХI, Германия
Статус: подводная лодка - музей
Место расположения: Германия, г. Бременхафен, музей "Technik museum U-Boot Wilhelm Bauer". Находится на плаву на территории "Deutsches Schffahrts museum". Открыт: с апреля 1984 года.
Подводная лодка U-2540, введенная в строй за два с половиной месяца до окончания Второй мировой войны, в боевых действиях не участвовала. 4 мая 1945 года она была затоплена в районе Фленсбурга (Балтийское море, пролив Большой Бельт) после налета британской патрульной авиации.
По другим данным 24.02.1945 она официально вступила в строй и была зачислена в 31-ю флотилию подводных лодок. Из-за отсутствие подготовленного экипажа (особенно для ПЛ нового типа), лодка лишь в апреле 1945 года отправилась на " учения" в Балтийское море, где она и встретила последние дни войны. "Попетляв" по разным немецким ВМБ, убедившись, что война завершается - она была затоплена своим экипажем на дне Фленсбургского фьорда.
Через 12 лет U-2540 была поднята, восстановлена и переоборудована в исследовательскую ПЛ «Вильгельм Бауэр». В ходе переоборудования на ПЛ оставлено четыре торпедных аппарата и помещение для шести запасных торпед (на U-2540 было шесть аппаратов и 17 запасных торпед), демонтировано артиллерийское вооружение, изменена форма и размеры ограждения рубки. Вместо дизелей на линии вала установлены дизель-генераторы и произведена перекомпоновка помещений в отсеках прочного корпуса.
В составе Бундерсмарине ФРГ ПЛ «Вильгельм Бауэр» находилась в течение 12 лет и была списана 15.12.1982 г. через 37 лет после вступления в строй торпедной ПЛ U-2540. Через полтора года после исключения из состава ВМС ПЛ «Вильгельм Бауэр» стала музеем на территории Германского морского музея в Бремерхафене.
Созданные в конце Второй мировой войны океанские ПЛ ХХI серии предназначались для ведения боевых действий в условиях все усиливающейся противолодочной обороны стран антигитлеровской коалиции. По сравнению с германскими ПЛ IX и VII серий новые ПЛ обладали более высокими характеристиками. Прежде всего это касалось дальности непрерывного подводного плавания, которая была увеличена в четыре раза и скорости полного подводного хода, которая возросла вдвое, Было значительно усилено вооружение новых ПЛ.
Торпедное вооружение в составе шести торпедных аппаратов и 23 торпед сосредоточено в носу и снабжено устройством быстрого заряжания, обеспечивавшим перезарядку аппаратов за 10 минут. В носовой и кормовой частях ограждения рубки установлены спаренные зенитные артустановки. В средней части ограждения располагались антенны радиосвязи, радиолокации и шахта устройства РДП.
Прочный корпус ПЛ в средней части, в поперечных сечениях, выполнен в форме вертикальной восьмерки. В нижней его части расположены аккумуляторные ямы, что позволило сократить длину прочного корпуса и ГШ в целом, повысить остойчивость корабля.
ПЛ XXI серии строились блочным методом. Они собирались на верфях «Блом енд Фосс» в Гамбурге из блоков, созданных в разных частях Германии, а также в Австрии. До окончания войны было спущено на воду 123 лодки, однако активного участия в боевых действиях они не принимали. В конце войны значительная часть ПЛ XXI серии была уничтожена при налетах союзной авиации на районы строительства и базирования лодок, а также затоплена при капитуляции фашистской Германии.
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 1621/1819т; длина наибольшая - 77 м, ширина наибольшая - 6,6 м, осадка средняя - 6,2 м; глубина погружения - 220 м; экипаж - 57 человек. Мощность ГЭУ - 2х2000/2х2500 л.с.; Скорость хода: надводная наибольшая - 15,6 узлов, наибольшая подводная - 17,5 узлов. Дальность плавания: надводная - 11500 (12), подводная - 285 (6).
Для справки: Вооружение 6х533-мм торпедных аппаратов (носовые ТА), 23 торпеды; 2х2-20-мм или 2х2-30-мм зенитные установки.
Интересно, что прослужив экспериментальной ПЛ до начала 1980-х годов, она в итоге была списана, выставлена на продажу, но купили её не торговцы металлом, а любители военно-морской истории из местных некоммерческих организаций.
"Не могу подобное представить в России!" - именно такая фраза была в этой статье, когда я ее писал в 2021 году, но за последние годы много изменилось, я наконец-то выбрался в "центр", удалось посетить и С-189 в Питере, и Б-396 в Москве, и в очередной раз - "Красин". Был и в Кубинке, а в 2024 году - в частном музее в В.Пышме, где количество техники - колоссально, и все это - на частные средства энтузиаста, причем не имеющего никакого отношения к морю. Напомню, что ранее я это и имел ввиду - чтобы музейные экспонаты приобретались не бывшими моряками или офицерами армии, а коммерческие структуры в это вкладывались.
Особо показателен пример Андрея Артюшина, бывшего подводника и бизнесмена, который 6 января 2006 года смог сохранить, восстановить ПЛ С-189, которая теперь является украшением Санкт-Петербурга в качестве плавучего памятника (частный музей с 18 марта 2010 года). Уважение и благодарность таким людям.
В 1983-1984 годах подводная лодка была переоборудована под музей, причём особые усилия были приложены для восстановления её изначального внешнего и внутреннего вида. Из-за того, что топливо, аккумуляторные батареи и запасы воды были утилизированы, осадка ПЛ изменилась - старая ватерлиния проходит теперь примерно на 2,5 метра выше нынешней. По моему мнению - отличный пример общественной охраны своей истории!
Кстати, судя по фото - за лодкой тщательно ухаживают, в отличии от других экспонатов, что мы видели ранее.
P.S. использованы материалы сети Интернет и официального сайта субмарины.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эту субмарину в Бремерхафене? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире. Поделитесь впечатлениями!
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.