Что за крест предлагает нам Христос? Крест этот – Его святая, великая, всепобеждающая любовь. Будем держать всегда Бога в своей жизни на первом месте и сверять свои поступки с Его заповедями, тогда и возьмем свой крест.
Про Крест Божий
В Неделю после Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня звучит Евангелие от Марка, где Христос говорит такие слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вроде бы жестокие, неприятные слова – сначала отвергнись себя. Что это значит: отвергнись? Разве можно про себя забыть? Но, если задуматься, оказывается, очень даже можно.
Когда первый раз на рыбалке я был с дедом и сидел на веслах, то себя от радости не помнил: радовался, что я сам деда везу. Когда провожал до дома ту единственную и неповторимую, тоже про себя особо не вспоминал. И когда в храме на службе слезы сами закапали из глаз и стало хорошо на душе – о себе и своих проблемах не очень-то думал.
Когда мы слышим слова «возьми крест свой и иди», чаще всего на ум приходят какие-то лишения, испытания, скорби неимоверные, внутренние, житейские. Ты берешь большой и неудобный, страшно тяжелый крест, который зачем-то приготовил для тебя Господь, и потом несешь его по жизни: падаешь, изнемогаешь, тащишь из последних сил, а он тебе на плечи давит, прижимает к земле. И никаких тебе больше обычных человеческих радостей – ты же крест несешь. Ни в парке тебе не погулять с собакой, ни на рыбалку не съездить, ни футбол с друзьями не посмотреть… Вот смешно, но многие так об этом думают при словах «крест Божий». Напрягаются и хмурятся.
Но если серьезно задуматься, что эти слова обращены не к каким-то святым аскетам, пустынникам, которые где-то в монастырях далеко от людей совершают великие, немыслимые подвиги, а ко всем нам, обычным христианам, – всем без исключения: к бабушке напротив в подъезде, к девочке во дворе с веселыми бантиками и смешными косичками, которую родители недавно крестили, к твоей маме престарелой, ее подружкам? Некоторые из этих подружек и под ручку-то не очень уверенно ходят, где уж им крест тяжелый таскать… Вот задуматься: Евангелие тоже про крест, но это нас совсем не смущает, ведь Евангелие – целиком и полностью о любви Бога к человеку. Любовью пропитаны и согреты все без исключения Евангельские страницы. Так чтό за крест предлагает нам Христос? Крест этот – Его святая, великая, всепобеждающая любовь. Будем держать всегда Бога в своей жизни на первом месте и сверять свои поступки с Его заповедями, тогда и возьмем свой крест, а когда станем стараться с любовью вести себя со всеми, кого посылает нам жизнь, крепко поднимем его и уверенно по жизни понесем.
Плотик
Мой двоюродный старший брат, подполковник полиции ООН, по долгу службы надолго уезжает в командировки за границу. Как-то раз не был в России почти год, вернулся откуда-то из Африки, и мы решили на велосипедах поехать в деревню, посмотреть дом наших прадедов, где у нас была дача, куда в детстве на каникулах нас отвозили с бабушкой на все лето: посмотреть – вспомнить радости, какие только можно было пожелать тогдашним городским мальчишкам: настоящий заброшенный сеновал, где можно было играть в разведчиков, чуланы, где что только не хранилось (например старое ружье бабушкиного брата дяди Миши). А посреди простой однокомнатной избы-пятистенки стояла большая русская печь, в которой бабушка пекла нам вкусные пироги и на которой можно было спать. За огородом рос огромный тополь, в дупле которого мы прятались от дождя, а еще было болото с настоящими кочками, где мы играли в путешественников.
Когда мы приехали, в доме жили новые хозяева. От сада и яблони под окном ничего не осталось, сеновал и баня под навесом исчезли. Зато старые, покосившиеся деревянные ворота были на своем месте. А еще была большая ель, которую когда-то брат с бабушкой посадили в палисаднике, когда приезжали в последний раз. Бабушка уже знала, что ей скорее всего не доведется здесь побывать, и сказала: «Давай оставим после себя память». Брат съездил в лес, привез крошечную, маленькую елочку. Они ее посадили. И вот через 20 лет мы стояли у нее – она была большим, красивым, сильным деревом.
На реке вообще ничего не изменилось, даже старый плотик, на котором женщины когда-то полоскали белье, спустя 40 лет тоже был на своем месте. Мы постояли возле него и послушали, как шумит между сваями вода. Потом брат улыбнулся и сказал: «А ведь я когда-то здесь чуть маленьким не утонул: нырнул с плотика, а течение сильное понесло. Воды нахлебался, зато плавать быстро выучился». Потом мы поехали вдоль берега и думали каждый о своем. Я – про то, что как это замечательно, когда годы проходят, а ты можешь вот так взять и вырваться из водоворота бесконечных дел, сесть на велосипед и приехать на реку к плотику, возле которого ты когда-то учился плавать.
Потерянное время
Что такое мое потерянное время? Казалось бы, именно сейчас у меня времени так много – девай куда хочешь, бери – пользуйся. А на деле не получается: оно все время ускользает, улетает, где-то теряется. Время, потраченное впустую, потраченное вроде бы бездарно, напрасно… Как известно – его не вернуть, а значит, для тебя оно пропало. Но так ли это?
Профессор Мераб Мамардашвили считал, что потерянное время – это время всех неживых моментов, время, когда ты мог жить, но не жил, время, когда тебе был знак, а ты его упустил тем, что не остановился, не откликнулся: что-то ясное и светлое, хорошее не стал воплощать в своей жизни.
Светом таким становятся и ударившие в душу впечатления. Если не откладывать на завтра и послезавтра, это расцветет в душе замечательным плодом. У всех случаются минуты озарения (у меня тоже были), когда ты знал, что и как нужно делать, и душа у тебя пела. А потом это проходило, и ты не видел этого света уже в своей душе, но знал о нем – и твоя жизнь никогда уже не была прежней.
При свете жить легко. Сложнее жить не видя, но веря. Как сказал апостол Павел, сейчас в этой жизни мы живем, словно мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно – как об этом говорится в Евангелии, Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Будем учиться беречь и ценить свое время – это единственное, что мы можем обменять на вечность.
Такие дела.