Найти в Дзене
Ликбез

Если бы не было конфликтов, не было бы и политиков

Если бы в обществе, взятом в целом, не было бы конфликтов между хозяевами и рабочими, производителями и потребителями, имущими и неимущими, молодыми безработными и работающими взрослыми, между "белыми и синими воротничками", между городом и деревней, военными и гражданскими, если всё выполнялось и совпадало, совёршённо отпала бы нужда в такой власти, которая может приказывать и принуждать любого. Гипотетически говоря, тогда и закон не был бы ни победой интересов одних над интересами других, ни даже компромиссом или паритетом сил, который, однако, всегда оставляет неудовлетворенной одну из сторон. Без сопротивляющихся общество стало бы "гладким", и на смену управления людьми пришло бы управление вещами. При отсутствии любой угрозы извне противоречия сами обусловливают необходимость нахождения способов разрешения конфликтов, не нарушающих неизменность общественного устройства.

В этом первом случае, когда политика означает сферу общественной жизни, где интересы вступают в противоречие друг с другом и регулируются властью, термин власть используется в организационном смысле, в противоположность власти как отношения /как способности А добиться от Б, чтобы тот сделал нечто, на что не решается без приказа А/.

Два дополнительных уточнения:

1. Когда власть является политической? Когда она действительно располагает монополией на принуждение, на своё неоспоримое Право, независимо от того, реализует ли она таковое непосредственно или делегирует.

2. Когда проблема, решение или выбор становятся строго политическими? Когда конфликт регулируется Политической властью, дублирующей компетенцию соответствующего уровня. Ничто не является чисто политическим, но все может стать таковым. Например, вопрос об абортах стал политическим с того момента, как конфликты между различными интересами, реальными или символическими, были поставлены на государственном уровне, одновременно с дебатами приводя в действие и механизм принятия решений. То же самое происходило с проблемой забастовок, занятости, школьной ориентации, урбанизации и т.д.

Во втором случае политика - это арена, где индивидуумы и конкурирующие группы, партии, лобби, более или менее сложившиеся социальные движения сталкиваются в борьбе за саму государственную власть и ее подразделения или за оказание на нее непосредственного влияния. Политическую жизнь на этом уровне характеризуют постоянные дискуссии, активизирующиеся в связи с выборами и обусловленные проблемами всего общества, закодированными в соответствии с общественными требованиями. Например, занятость: это проблема чисто экономического порядка, но оказавшись в центре политической жизни, она подвергается кодированию: некоторые из ее аспектов стираются, в частности потому, что являются слишком техническими, в то время как другим придается особое значение /недееспособность государственных властей или, наоборот, полная неспособность Оппозиции предложить альтернативный вариант, действовать лучше/. Короче, в обоих случаях внимание сфокусировано на лицах, принимающих решения.

Сферой, являющейся предметом исследований Политологии, может быть назван способ общественно-законной регламентации, но при условии, что одновременно изучается и сам механизм /институты, политическая жизнь/, и то, чем он насыщается /конфликты и противоречия, равно как и совпадение интересов/, и его производное /государственная политика, законы, трансляция идей в символической форме/, и наконец, последствия обратного эффекта этих решений и определений для действующих лиц и процессов в обществе.

Исходя из этого, можно яснее обозначить сферы исследований крупных общественных наук. Можно утверждать, что в обществе в целом функционируют три основные категории способов производства, тесно связанных между собой:

I. Способы производства материальных благ и услуг, то есть производство в строгом смысле слова, сбыт товаров или торговый обмен. Типичной организационной структурой в этом случае является предприятие. Это - основной объект изучения экономических наук.

II. Способы производства культурных объектов и символов, то есть процесс создания языка, литературных и художественных произведений, ценностей, этических норм поведения, готовых моделей и т.д. Тип организационной структуры в данном случае представлен "идеологическим аппаратом" в широком смысле слова, куда входят крупные институты, общественной сферы /Школа, Церковь, Профсоюз, Семья и даже в некотором отношении Предприятие/, а также средства современной массовой информации /пресса, радио, телевидение, издательства/. Эта вторая категория является предметом исследования различных общественных наук, в центре или в основе которых находится социология.

III. Способы производства общественных директив, основанных на законном принуждении /выбор политическими средствами решения, позволяющего снять внутриобщественные и межобщественные конфликты/.

Тип организационной структуры в наши дни - это современное государство с его компонентами, составляющее предмет политической науки.

Рис. I. Общая схема обмена между способом производства в глобальном обществе и соответствующей целью общественных наук.
Рис. I. Общая схема обмена между способом производства в глобальном обществе и соответствующей целью общественных наук.

Однако речь не идет о необходимости четкой границы между сферами, тщательной перегородки между ними по типу землевладельческого кодекса Наполеона. Для этого есть веские причины. В реальной жизни эти способы производства являются системами по типу Т. Парсонса, которые постоянно взаимодействуют между собой. Например, между экономическим и политическим способами производства идет постоянный обмен капиталом и властью: в первую очередь капиталом, т.к. предприятия являются для государства источником ресурсов, в которых оно нуждается /налоги, материальные блага/, а государство в свою очередь ассигнует им фонды /дотации, заказы/; затем обмен властью /которую вслед за Т. Парсонсом необходимо рассматривать как эквивалент денег, такой же текучий, невесомый, как и сама власть/, поскольку Государство имеет экономических агентов, а последние располагают различными средствами влияния на него.

Точно так же политические и "культурные" способы производства обмениваются друг с другом, в основном властью и ролями: властью, ибо суть отношений правительства с идеологическим аппаратом во взаимном влиянии при некотором перевесе одной из сторон, что обусловлено исторической формацией /например, в одном случае - цензура прессы, в другом - пресса-цензор/; одновременно происходит и обмен ролями» поскольку именно в культурной системе формируются позиции гражданина, его чаяния в отношении государства, механизм становления гражданских ценностей, а государство, со своей стороны, предлагает "модели реализации" этих чаяний, причем любое действие, обращение со стороны государственной власти должно быть насыщено символами, целеустановкой, призванными эффективно воздействовать на область культуры.

И наконец, экономический и "культурный" способы производства обмениваются главным образом деньгами и ролями. Одной из функций идеологического аппарата в лице, например, школы, является репродукция общественно-производственных отношений, то есть обеспечение социальной адаптации будущих производителей к условиям производства. Но, с другой стороны, предприятия также служат в некотором роде идеологическим аппаратом, и особенности потребительского спроса самым тесным образом связаны с разработкой символов. Именно экономика финансирует идеологический аппарат, а тот в свою очередь оказывает благоприятное или неблагоприятное воздействие на процессы накопления капитала и оптимизации прибыли /см. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"/.

Таким образом, подлинный предмет Политологии - это изучение сферы политики без вторжения на территорию других наук о человеке. Но всё, что находится на подвижной границе этой постоянно меняющейся сферы и в тесном взаимодействии с ней, тоже входит в этот предмет, так же как и обмены, которые осуществляются с двумя другими крупными общественными сферами. И политолог, естественно, вступает в контакт со специалистами других дисциплин, оперирующих теми же рациональными понятиями. Таким образом формируется научный интерес к особым междисциплинарным исследованиям.