Найти в Дзене
Учитель гармонии

О роли родителей в образовании ими рождённых (на примере музыкальной школы)

Оглавление

Обучение ребёнка музыке, на достойном уровне - без глубокой родительской вовлечённости и действенного участия старших... в современной действительности НЕВОЗМОЖНО.

Это лейтмотив моего канала, это я готова запостулировать - и как преподаватель училища при консерватории, и как мама подрастающих ДМШовцев.

Думается, пришло время поднять в публикации следующий вопрос:

"А каким именно должно быть участие - для оптимального результата?"

Располагая возможностью "стереовзгляда", постараюсь ответить максимально честно.

Моя история с собственными детьми пребывает в напряжённом развитии. Я могу констатировать положительную динамику, ускорение музыкантского роста и моторно-психический прогресс у старшей дочери одиннадцати лет. В целом же, до поступления в СПО нам невероятно далеко, хотя данный путь прогнозируется. Достижения скромны, но крепки и определённы.

В качестве педагога училища, я имею дело с "готовыми" случаями: знаю не понаслышке, СКОЛЬКО событий, вложенией и - увы! - жертв... стоит за большинством из них, за возможностью продолжать музыкальное образование под маркой "Дела жизни".

В общем и целом, я ставлю режимность (регулярность, "поступательность") родительского участия неизмеримо выше условных компетентности и профессионализма. И тем не менее, нюансы - с коррекцией на возраст ученика - весьма значительны.

#3
#3

Младшая ступень - время аккуратной доставки на занятия и трепетной бытовой поддержки. Семьи, где всё это качественно отлажено, - "в авангарде" своей ДМШ/ДШИ. Мама (бабушка? неравнодушная няня?) постоянно при ребёнке: вот он, залог успеха начинающего музыканта! Усилия тщательно дозируются, логистика оптимально выстраивается; юный труженик обласкан, сыт, уверен в своей исключительности - и пребывает в наилучшем настроении. А что ещё нужно для успешного старта в творческом проекте? Правильно, попасть к педагогу-энтузиасту: в наших школах, слава Богу, подвижников хватает!

Именно так, при наличии природных способностей, выявляются лидеры среди 6-8-леток. Наиболее впечатляющие результаты демонстрируют дети из семей со свободным взрослым. Статистически, они наименее "садовские", не познавшие дискомфорта и вынужденного недосыпа. Это, как правило, счастливые и психически уравновешенные малыши.

Смена парадигмы подкрадывается незаметно - и, не скрою, влечёт за собой серию обид. Третий класс характерен перетасовкой позиций в школьных рейтингах. Некогда живительное сочетание "доставка по времени плюс хорошее настроение" - отныне бессильно, если не поддержано сознательным трудом от урока к уроку. Вперёд вырываются те дети, чьи родители логически дошли до подобной мысли. У мам, пап, бабушек-музыкантов открывается второе, третье, пятое... да какое угодно по счёту дыхание; они готовы заново и многократно "отучиться" в музыкальной школе - только бы ребёнок рос и рос над собой. Родители думающие, но далёкие (по роду деятельности) от искусства - сотрудничают с лучшими репетиторами. Это их выбор - вкладываться финансово, и он также достоин огромного уважения, если "в коня корм".

На этом же этапе, по сути, стартуют процессы "высвобождения" юных музыкантов силами семьи - массовые переводы "специализированных" (по мнению мам и пап) детей на СО и всевозможные экстернатные формы общего образования. "Свободных художников" легко распознать: они в музыкальной школе с утра, они никому и ничего не должны ежедневно-еженощно - и потому спокойно трудятся, обретают звук, оттачивают технику. Наиболее одарённые переводятся в ССМШ, но очень многие держатся за своего изначального педагога. И опять - доставка, доставка, доставка... Родительских жертв становится всё больше.

#1
#1

Но вот и шестой-седьмой классы, а вместе с ними новый расклад. Мыслительная активность подростков, личные выводы из каждой ситуации, фиксация целей и стратегий. Зелёный свет - тем ДМШовцам, что сохранили самостоятельную мотивацию к учёбе или обрели её заново. Здесь решающим обстоятельством (особенно для девочек) мне видится позитивный пример родительской (особенно материнской) занятости, рабочей востребованности, общественного признания.

На ранней волне пубертата, обозначаются порой необычные скачки профессионального роста - причём... именно у тех школьников, кому не создавали оранжерейных условий для занятий музыкой. У тех, ради кого принципиально не бросили работу. У тех, чья общеобразовательная нагрузка никогда не была номинальной. По моему опыту, именно из таких, неизбалованных "зубров" и вырастают самые благодарные и перспективные студенты училищ, умеющие гладко говорить, писать, считать и рассуждать, владеющие навыками общения в коллективе.

В старших классах ДМШ/ДШИ наступает звёздный час ИДЕЙНОЙ поддержки семьи - и, соответственно, ребят, которым таковая доступна. Хороши в деле уже вовсе не те, кого вовремя привозят и пристально досматривают... Но понимающие: А ЗАЧЕМ ОНИ ЗДЕСЬ?

Некогда спустившие на тормозах общее образование - с хорошей вероятностью, сделали это совершенно зря. Или... не они сделали, а их родители? И каков итог? Страх "разбитого корыта" лично у меня очень силён.

В начале 1990-х я была той самой девочкой из немузыкантской (но весьма рафинированной - научной, подмосковной, многодетной) семьи, что раскрутила всю историю с поступлением в "Мерзляковку" сама и по собственной воле. Я стала впоследствии стабильным ("мерзляковским" же) педагогом-музыковедом, хорошо известным в своей теоретической "номинации"... И да, на всю жизнь я сохранила жестокие моторные комплексы, не будучи вышколенной пианистически в юные годы.

Я вдохновлялась примером родителей, интересных независимых людей - и искала направление, в котором реально хочу работать ради окружающих, применять свои способности и склонности. Нашла. Ни разу не разочаровалась. Своим интересом к профессии я обязана справедливому детству, не давшему пресыщения музыкантским тренажом. В студенческой среде училища я выглядела "свежее" однокурсников, прошедших, предварительно, огонь, воду и медные трубы в музшкольном варианте. И нет, технически я так и не догнала многих. Упущенное в ранние годы - упущено необратимо.

Мои дочь и сыновья растут в иных исторических условиях. Я настраиваю их на максимальный КПД в музыкальном образовании, а любительского-кружкового уровня не допущу. Вот только работой ради их учебного блеска не пожертвую, ибо нелогично... И в школу-то они по-настоящему ходят.

Окончательный результат - непредсказуем. Это вечное.

Уважаемые коллеги по теме, давайте совместно искать правды!