4 декабря московский ГЭС–2 откроется выставкой «Санта–Барбара» исландского художника и музыканта Рагнара Кьяртанссона. Более 15 лет художник экспериментирует с многократными повторениями и возвращает перформансу театрализованность. Рассказываем о пяти самых ярких моментах из жизни художника Исландии и его ключевых работах.
Становление художника
Рагнар Кьяртанссон с детства был окружен искусством: его мать — Гвюдрун Аусмюнсдоуттир — известная актриса, а отец — Кьяртан Рагнарссон — сценарист и режиссер.
С юных лет будущий художник проводил время вблизи театральных подмостков, что оказало влияние на его творчество в будущем.
Рагнар проходил обучение в Королевской Академии в Стокгольме, учился на художника в Академии искусств Исландии, а в 90-е попал в Академию им. Репина.
Музыкальная деятельность
До того как стать известным перформером, Кьяртанссон получил титул секс-символа Исландии, выступая с разными музыкальными группами по всей Европе. Музыка — его ведущая сфера. C 2001 года Рагнар состоит в группе Trabant. Музыкальный стиль группы представляет смесь электронной музыки, панка, R&B и поп-музыки. Trabant выпустили пять альбомов, последний — в 2018 году.
Отличительные черты творчества
Как сын актрисы и режиссера, Рагнар умело справляется с драматическими этюдами, которые активно сопровождают его перформансы.
В своих работах художник ищет баланс между реальным и фантазийным, настоящим и искусственным. Почти каждый его перформанс носит трагикомичное настроение, а наивность раннего романтизма ощутима на всех этапах его творчества. В своих произведениях Рагнар воспроизводит различные эмоциональные состояния, особенно меланхолию и одиночество. Рагнар Кьяртанссон не ограничивается перформансами. Он также пишет картины, снимает видео, создает инсталляции.
В творчестве Рагнара главное — опыт театрализации, повторяющиеся структуры и музыка. Произведения художника как бы «застывают» во времени, что делает их статичными. Он превращает участников действия в живые скульптуры, которые повторяют одни и те же действия. Со временем эти действия утрачивают всякий смысл.
Всемирная слава
Международный успех пришел к Кьяртанссону в 2007 году после видеоперформанса «Печаль победит счастье» (или по-другому «Бог»), которое часто транслировалось в музеях по всему миру. Рагнар впервые примерил на себя образ томного эстрадного певца в старом костюме и в течение часа повторял фразу «Печаль победит счастье». Он медленно двигался по сцене, строил брови «домиком», и порождал неироничное чувство меланхолии и ностальгии. В 2014 году Рагнар провел это действие на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге и в 2019 году в Москве в театре им. Маяковского.
Фраза «печаль победит счастье» родилась двумя годами ранее, когда Рагнар выступал со своей группой. Он начал выкрикивать фразу на одном из концертов, а публика, к удивлению, подхватила.
Для художника повторение образов западной культуры и ее безумие — увлечение без иронии. Рагнар возвращает в представление театральные иллюзии: костюмы, декорации и занавес.
«Death and the Children» («Смерть и дети»), 2002 год
Первую работу художник создал в 26 лет. Он примерил на себя образ самой Смерти. Не спеша прогуливаясь по кладбищу в компании детей, он разговаривал о смерти. Но школьники не собирались слушать. Они, не стесняясь, смеялись над художником и его самодельной косой. Рагнар старался не выходить из роли и угомонить шумных слушателей, поэтому кидался в склеп и оправдывался, что ему еще нужно собрать невинные души.
С одной стороны, эта работа была сознательным обращением к жанру прогулки, с другой — походила на нелепые в музейном пространстве представления.
«Великое беспокойство», 2005 год
Первый длительный перформанс Кьяртанссона — проект «Великое беспокойство». Он был приурочен к Рейкьявикскому фестивалю искусств. Хотя действие происходило так далеко, что на перформанс приехали посмотреть около сотни зрителей. Для работы Рагнар выбрал здание заброшенного деревенского театра. Он превратил в старый чулан, куда поместил древние магнитофоны и рисунки. Закончив с декорациями, художник смастерил бутафорские горы и ледники. Оделся в костюм викинга и в течение трех недель играл меланхоличный блюз.
«Конец», 2009 год
Рагнар Кьяртанссон представлял свою страну на Венецианской биеннале в 2009 году, а после решил грандиозно отметить это событие. На шесть месяцев Палаццо Мишель дель Бруса с видом на Гранд-канал превратился в студию переживающего очередной кризис существования художника.
По семь часов в день Рагнар писал портрет мужчины в плавках и с кружкой пива. К концу перформанса Палаццо превратился в склад одинаковых рисунков, пустых пивных банок и окурков, которые были аккуратно разложены вокруг художника. Для усиления печального настроения художник слушал «Реквием» Моцарта. Всей своей трагической фигурой говоря, что ценнейшее вложение в искусство — не дорогие материалы, а время самого мастера.
«Блаженство», 2011 год
Во время перформанса «Блаженство» Рагнар и несколько оперных певцов исполняли без перерыва заключительный ансамбль из «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Участники облачились в яркие исторические костюмы и напудренные парики. Основой постановки стала не столько музыка Моцарта, сколько театр, нагоняющий ужас существования. При повторении песни слова теряют свою суть и становятся статичными, как картины или скульптуры.
«Скандинавская боль», 2013 год
В Музее современного искусства в шведском городе Мальмё в 2013 году Рагнар показал инсталляцию — большой деревянный сарай с одиннадцатиметровой неоновой вывеской «Scandinavian pain». Внутри сарая экспонировались сорок картин одного из самых известных норвежских художников начала прошлого столетия — Эдварда Мунка. Открытие инсталляции сопровождалось исполнением песни группы ABBA «The Winner Takes it All».
Куратор выставки Йон Нильссон отметил, что сегодня, как и во времена Мунка, меланхолия его работ по-прежнему актуальна. И Рагнар Кьяртанссон пытается заставить нас посмотреть на его картины новым взглядом, погрузившись в меланхолию.