Немало богатырей ходило по земле русской да защищало родимый край от вражьих происков. Но всегда особняком в этом «славном полку» стоял Святогор – вероятно, самый могучий и загадочный персонаж народного эпоса. Да и не был он героем в привычном всем нам понимании – в пику трём богатырям и прочим храбрым молодцам не бросался на супостатов очертя голову, а, скорее, с могильным холодом наблюдал за ходом истории. Так кто или что скрывается за образом Святогора?
Начнём с того, что былин о Святогоре раз два и обчёлся, самое распространённое описание выглядит примерно так: «едет богатырь выше лесу стоячаго, головой упирает под облаку ходячую…» Хотя, казалось бы, воин с такими физическими характеристиками должен быть у всех на слуху и никак не обделён народной любовью (в современной России, к примеру, Валуев по размерам куда меньше Святогора, а поди ж ты, заседает в Госдуме). Словом, прочитав всё, что удалось найти об этом чудо-богатыре, приходишь к выводу, что предки Святогора попросту… боялись, а если и «пущали» его в былину, то всячески высмеивали – не даром ведь говорят, что смех побеждает страх.
Возьмём, к примеру, встречу великана с богатырём-земледельцем, олицетворявшем пахотную Русь, Микулой Селяниновичем. Святогор в сей былине буквально упивается собственной силой, на обычных противников размениваться не намерен, а вынашивает мысли Архимеда – и впрямь ищет, как бы поудобнее ухватиться и перевернуть землю. На что Микула предлагает Святогору сперва поднять свою суму:
Схватил ее витязь одною рукой —
Грузна! Ухватился другою —
Ни с места!.. Дивится он тяжи такой
И крепко уперся могучей пятой,
Но сладить не может с сумою…
А Микула запросто подхватил котомку и забросил на плечо! Знатный вышел конфуз, чего уж там говорить – отбил Селянинович у великана всякую охотку бахвалиться. Ну а загадка неподъёмной ноши оказалась проста – в суме заключалась вся мощь русской земли, совладать с которой не под силу нахрапом или наскоком, великану-герою или даже языческому богу. Зато крестьянину, из года в год бережно и неторопливо трудящемуся в полях и пролившему немало пота ради урожая, она щедро платит за усердие.
В былине о Святогоре и Илье Муромца героя унижают уже иначе: в этот раз у великана оказывается неверная жёнушка, которая только и ждёт случая наставить рога Святогору с первым встречным. Причём сразу после коитуса с мужем, пока тот храпел на ложе:
А красавица жена его богатырская
Пошла гулять по чисту полю
И высмотрела Илью в сыром дубу.
Говорит она таковы слова:
«Ай же ты, дородний добрый молодец!
Сойди-ка со сыра дуба,
Сойди, любовь со мной сотвори,
Буде не послушаешься,
Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,
Что ты насильно меня в грех ввел».
Нечего делать Илье:
С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;
Слез он с того сыра дуба
И сделал дело повеленое…
Ну что тут ещё добавить – царапая рогами небеса, герой прибил неверную супругу, а с Илюшей… побратался. Не могла на Руси баба (даже самая справная) разрушить крепкую мужскую дружбу. Хотя приятельствовать Муромцу со Святогором оставалась уже недолго – в пути наткнулись они на каменный гроб… и как давай его примерять на себя! Святогору пришёлся впору.
И тут снова подсобил Илюшенька – надвинул крышку на гроб, а назад сдвинуть не может! Задыхающийся великан просил Муромца расколоть саркофаг, но с каждым ударом на крышке гроба появлялась железная полоса. Святогор дышал на Илью богатырским духом и передавал часть своей мощи – тщетно! А в конце задумал коварство: предложил Муромцу ещё разочек «дыхнуть», дабы передать всю силушку богатырскую. Впрочем, Илью и без того распирало, и он отказался:
«Хорошо ты сделал, меньший брат,
Что не послушал моего последняго наказа:
Я дохнул бы на тебя мертвым духом,
И ты бы лег мертв подле меня.
А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго
Привяжи к моему гробу».
Кем же на самом деле был Святогор, и что вкладывали предки в образ этого великана-богатыря – до сих пор предмет многочисленных споров и обсуждений. Сходство «гробовой истории» с мифологическими сюжетами других народов (например, о египетском боге Осирисе) позволяет считать Святогора языческим божеством. Данное предположение подтверждает и тот факт, что богатырь не ездит святую Русь, а живёт в горах.
Впрочем, горы не абы какие, а тоже Святые, да и наталкивался на былинные строки, в которых ясно говорится, что Святогор имел золотой нательный крестик. Значит, всё-таки не язычник?
А может быть отгадка кроется в том замечании, что Святогора не выносила мать сыра-земля? Удивительно, не правда ли: бегемотов и слонов выносила, а русского богатыря – нет! Значит, дело тут не в исполинских размерах и чудовищной силе, а в том, что Святогор… противен миру живых? Святогор – пережиток языческой старины, прижизненный мертвец, безразличный к окружающему. А если вспомнить о его способности наделять мёртвым духом, то получится, что Святогор – это сама смерть… Коли так, то немудрено, что за таким богатырём героических поступков особо не наблюдалось, а в былинах его старались лишний раз не тревожить.
Антон АГЕЕВ.
Изображения из архива автора и открытых источников.
#книгочей
#святогор
#былины
#русь
#богатыри
#илья муромец
#эпос
#христианство
#язычество
#микула селянинович