Начало здесь: Часть 1: 1950-е / Часть 2: 1960-е / Часть 3: 1970-е
Часть 4: 1980-е
1980: BARBRA STREISAND - WOMAN IN LOVE. Конец 70-х в популярной музыке мира утонул в музыке диско, где уже обозначились свои короли и королевы, принцы и принцессы. И вот в 1980 году на трон была водружена царица, песня которой ну никак не могла быть причислена к означенному жанру… Только вот дело в том, что написали для нее это произведение истинные короли жанра – Барри и Робин Гиббы, участники царствовавшей на дискотеках мира группы Би Джиз. Романтическая баллада Барбры Стрейзанд «Влюбленная Женщина» обошла все хит-парады мира, была переведена на десятки языков, стала платиновой по продажам и крупнейшим хитом певицы на все времена. А авторы схлопотали за песню премию как за «Лучшую по сочетанию музыки и поэзии»…
1981: STARS ON 45 - STARS ON 45 MEDLEY. Усилиями известнейших продюсеров Нидерландов (создавших звездные группы «Shocking Blue», “Golden Earrings”, “Livin’Blues”) в этом году был создан проект, который был призван вернуться к музыке 60-х, не забывая о требованиях современной танцующей публики; для этого были взяты лучшие песни старых групп и исполнителей, скопированы близко к оригиналам и… просто наложены на ритм 120 ударов в минуту, т.е. диско. Хиты были оформлены как попурри («Medley») и выданы на виниле. Успех пластинок по всей планете, в том числе и в СССР, был ошеломляющим. Это стимулировало и самих музыкантов 60-х создавать попурри на свои старые хиты… Круг замкнулся.
1982: MICHAEL JACKSON - THRILLER. Это был событийный год в музыке – появление в хит-парадах Мадонны и Майкла Джексона, первых групп «новой волны», выхода мюзикла «Кошки» с бессмертным хитом «Memory», победой Германии на Евровидении с актуальной во все времена песней о мире, наконец, выпуском в Японии первого компакт-диска… Тем не менее из всей гущи событий с позиций сегодняшнего дня самым значимым был, пожалуй, альбом М.Джексона «Thriller», ставший самым продаваемым в истории поп-музыки – 110 миллионов копий!
1983: TOTO CUTUGNO - L'ITALIANO. Если до сих пор мы исходили из общемировых стандартов популярности поп-песен, то сейчас трудно будет обойти факт необыкновенного явления в нашей стране – сродни битломании в 60-х, в СССР наблюдалась «италомания», то есть мода на итальянцев. Занявшая лишь 5-е место в Сан-Ремо, песня Тото Кутуньо на деле выиграла «народное» голосование и стала символичной для воцарившегося лет на пять господства итальянской музыки на необъятном пространстве Евразии. Страну наводнили пластинками итальянских исполнителей, по ТВ показывали совместные с итальянцами музыкальные шоу, а закончилась всё приездом в Москву с концертом самого Челентано…
1984: STEVIE WONDER - I JUST CALLED TO SAY I LOVE YOU. Чернокожий мальчик Little Stevie Wonder, которого благодарная Америка вырастила в звезду музыки соул, наконец был замечен в мире, когда спел песню, ничего общего с этой музыкой не имеющую, получившую «Оскара» и ставшую хитом едва ли не в половине стран мира. По советскому ТВ многократно крутили клип, где слепой певец раскачивался с телефонной трубкой в руке… Однако на фоне «италомании» всенародным любимцем певец не стал, хотя песню с удовольствием исполняли в переводе на русский эстрадные кумиры нашей страны.
1985: USA FOR AFRICA - WE ARE THE WORLD. Вряд ли возникнут сомнения, что песней этого года следует назвать ту, которая собрала для исполнения несметное количество звезд мировой эстрады, объединившихся в хор с благотворительной целью. (Наши музыканты, вдохновившись этим событием, тоже собрались и записали советский полукавер «Замыкая круг».) Правда, в этом году была официально признана лучшей другая песня, оставившая след в истории поп-музыки – "Careless Whisper" – Wham!, но стиль, иронично названный «голубоглазый соул», в котором она была написана, в нашей стране в то время еще не нашел достаточного распространения (всё это будет потом…)
1986: STATUS QUO - IN THE ARMY . Этот удивительный хит становился бестселлером у каждой группы, которая исполняла кавер на своем языке. Начнем с того, что он был написан в Голландии… 4 года назад дуэтом «Bolland & Bolland» и сразу стал хитом в скандинавских странах. В 1986 его спели по-английски Status Quo и вышли на первые места в Великобритании и Европе; затем он появился в Словении и стал хитом в исполнении Laibach; затем во Франции – та же история с группой Les Enfoirés. Правда, это произошло уже в… 2009 году. Наконец, в СССР… ну, думается, все помнят.
1987: PATRICIA KAAS - MADEMOISELLE CHANTE LE BLUES. И снова песня, имевшая умеренный успех на родине, но послужившая началом широкой популярности ее исполнительницы в Советском Союзе, где ей присвоили титул по названию этой песни (хотя оно было заимствовано у негритянской звезды Билли Холидэй, а фильм «Леди поет блюз», где звезду блюза играла Дайана Росс, демонстрировался на кинофестивале в Москве.) Но когда факт плагиата волновал советскую публику? И вот французская Леди Блюз – конечно, вполне заслуженно – становится предметом обожания как джаз-, так и поп-фанов в нашей стране, ее концерты проходят с переаншлагом, ТВ показывает о ней фильм, ну, в общем, всё как положено. Как показало время, ее популярность с годами только укрепилась, а в 2009 она выступила на «Евровидении» в Москве.
1988: BOBBY McFERRIN - DON'T WORRY BE HAPPY. Пожалуй, если бы этой песни не было, то ее стоило бы написать. И исполнить так же, как это сделал Мак-Феррин – акапелла, в собственном сопровождении ртом. Но именно он ее написал, именно он ее исполнил, и именно так, как надо. За что мы ему, спустя столько лет, премного благодарны, хотя в 1988 он в последний раз исполнил ее в концерте – а до этого он спел ее 500 раз, после чего дал себе слово не петь ее никогда. Но… во время концерта в Москве этот потрясающий хит хором спел весь зал, и певцу ничего не осталось делать, как присоединиться…
1989: KAOMA - LAMBADA. В заключение мы подходим к еще одной музыкальной лихорадке, охватившей мир не менее сильно, чем когда-то рок-н-ролл или твист. Пришедшая из Франции бразильская песня (кстати, плагиат!), а за ней танцевальный клип, где два разноцветных подростка танцуют ламбаду, признаваясь в любви во время танца, затмила музыкальный небосклон и до сих пор считается самым продаваемым хитом во Франции (1,7 миллиона дисков). Сочетание элементов, которые являются залогом успеха в массовой культуре (единство рас, горячий ритм, экстатический вокал) сделало этот хит доступным любой языковой аудитории, а Каома даже выступила в Москве, разбавив охвативший страну ажиотаж вокруг групп хэви-метал-рока…
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Этот канал посвящен зарубежной эстрадной музыке. Если у вас есть желание прочитать про любимых исполнителей или услышать их музыку, делайте заявки в комментариях. Приятного прослушивания!