Найти тему
Хрустальный купол

Начало 1950-х гг.: Н.Я. Марр, проблемы языка и почему И.В. Сталин вдруг стал языковедом?

1950 год ознаменовался расширением круга наук, вовлеченных в проработку. И.В. Сталина заинтересовала такая специфическая наука, далекая от политики и идеологии, как языкознание. Надо подчеркнуть, что интерес к ней в последние годы жизни И.В. Сталина вызывался, прежде всего, прагматическими соображениями.

в Грузии о нем помнят
в Грузии о нем помнят

В свое время на волне революции, идей интернационализма еще в 1920 -1930-е гг. в СССР утвердилась концепция Н.Я. Марра, согласно которой все существующие языки произошли от единого праязыка. С созданием всемирного коммунистического общества, экономического и политического развития языки вновь сольются в единый язык.

Это очень шло в рамках большевистской идеологии и активно поддерживалось большевиками.

Однако затем в послевоенное время переход к идеологии державного патриотизма делал концепцию Марра не только не соответствующей текущей обстановке, но и откровенно вредной. Необходимо было перейти к восхвалению русского языка, подчеркивая его значение, как в прошлой истории человечества, так и в будущей.

В сфере языкознания в это время ведущее положение занимали сторонники умершего к этому времени Марра (1934 г.), которые, как и в большинстве других отраслей советской науки, подавляли любое инакомыслие.

И.В. Сталин, возможно, чувствуя себя в языкознании несколько неуверенно, воспользовался иезуитским методом. По его просьбе один из советских языковедов А.С. Чикобава написал статью с критикой теории Н.Я. Марра, которая затем по указанию вождя была опубликована на страницах центрального издания.

Антимарровская статья вызвала всплеск возмущения со стороны многих советских языковедов, охотно выступивших на защиту официальной концепции. Однако кампания сохранения «чистоты» науки была прервана тремя статьями И.В. Сталина, опубликованными в июне – августе 1950 года в «Правде». В них он выступил против теории Марра.

Лингвисты переориентировались быстро – режим не терпел оппозиции. Трагическое нередко соседствует с трагикомическим. После выхода статей И.В. Сталина в «Правду» и другие издания были направлены телеграммы с просьбой снять промарровские публикации или откорректировать их.

Так было ликвидировано господство откровенно ненаучной теории археолога Марра.