Найти тему

Серый и мрачный снаружи, воздушный, загадочный внутри

История одного дома

Что объединяет подпольное казино, «Улицы разбитых фонарей», Анатолия Мариенгофа, Алексея Учителя и град в жаркий летний день?

Все это объединил единым смыслом один из городских символов Петербурга — доходный дом № 24 на Кирочной улице.

Историческое здание в центре города имеет логотип, сувенирную продукцию, группу «ВКонтакте» и сайт.

Обо всем по-порядку.

Рынок жилья в начале XX века в Петербурге был преимущественно арендным — горожане снимали квартиры в доходных домах. Доля таких домов в Петербурге составляла 80% построек.

Существовало четыре категории доходных домов, различающихся по комфортности и размеру жилья:

— дома барского типа;

— доходные дома для высокооплачиваемых служащих и частных предпринимателей;

— ​доходные дома для учителей и чиновников со средним заработком; ​

— дома с каморочными квартирами, в которые селились люди, приехавшие на заработки. В подвальных ночлежках оставалось место для самых бедных слоев.

Доходный дом № 24 построили в 1905 году по заказу Юлиана Бака (инженера путей сообщения, основателя и издателя газеты «Речь» — органа Конституционно-демократической партии) архитектором Борисом Гиршовичем. Он занимался строительством доходных домов, особняков, усыпальниц, известен разработкой чертежей Большой хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте в Петербурге.

Фасад дома выполнен в стиле модерн с элементами рококо. Цоколь до второго этажа облицован гранитом. Дом известен подвесным двором: второй и пятый этажи главного корпуса и флигеля соединены воздушными галереями (это технический этаж, стоящий на сваях внутри двора, ниже в XIX веке находились помещения для хранения дров, угля и винные погреба).

Для отделки применялись дорогостоящие материалы. Парадные с широкими мраморными лестницами и колоннами были украшены витражами фирмы "М.Франк и К" с рисунками в стиле рококо. Полы в общественных зонах были выложены метлахской плиткой, потолки и стены оформлены лепниной, поставлены дубовые двери и зеркала.

К сожалению, на сегодняшний день, эта красота практически потеряна.

Для строительства утвердили второй проект здания с пятью входами (два парадных и три дворовых), воротные проезды образовали три объединенных между собой двора, четвёртый двор был сформирован благодаря воздушным галереям между главным корпусом и флигелем. Пятиэтажный корпус по главной линии улицы украшала мансарда. К зданию были подведены электричество, водопроводная и канализационная сеть. В парадных установили лифты и выделили помещение для консьержа. Дом хоть и пятиэтажный, но в отдельных частях этажность доходит до семи пролетов в высоту.

Изначально квартиры в доме Бака были большими и многокомнатными, с выходами на парадную и чёрную лестницы. В 1920-е квартиры разделили на несколько небольших. Отпочковавшиеся квартиры с конца 1970-х годов принадлежат Петербургскому Союзу художников, в них расположились мастерские.

Из воспоминаний тех, кто заселялся сюда в 1920-е годы, они попадали как будто во дворец. Рядом с лифтом был лифтёр и стояла бархатная лавочка. На каждом этаже — чугунные розы. Сама лифтовая кабина пропала в 1960-е годы. После поломки ее уже никто не мог отремонтировать: знание передавалось по наследству, а лифтёр погиб.

С 1940-х годов мальчишки начали растаскивать витражи на грузики для рыбалки. Сейчас сохранилась всего пара оконных украшений. Жители дома регулярно обращаются в КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) по поводу описания витражей: они формально стоят на охране, но нет перечня, поэтому из-за их отсутствия никто не будет переживать.

Последнее зеркало в парадной, прошедшее всю Великую Отечественную войну, разбили в начале 1980-х. Крепления для красной ковровой дорожки на лестнице разграбили на металлолом. В послевоенное время в дом заселялась новая волна приезжих, они выбрасывали медные ванны, а на их место ставили советские. Вместе на помойку шли буфеты, медные ручки и тд. Сегодня это осовременивание продолжается: старые резные двери выкидывают, устанавливают пластиковые окна. В одной из коммуналок был разобран камин, находящийся под охраной государства. На лестнице исторический мрамор давно сбит водопроводчиками, которые меняли батареи (тяжёлые, их спускали вниз по лестнице).

Здесь проживало много интересных людей, происходили загадочные события.

В доме с 1930 по 1941 жил известный литератор, друг Есенина, Анатолий Мариенгоф а также его жена Анна Никритина, актриса БДТ.

В квартире 32, которая сейчас разделена на 91 и 32, по легенде дома, была мастерская Льва Бакста (художник и дизайнер, который оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского).

В этом доме было много странных смертей. Здесь жил актёр Юрий Каморный, которого в 1981 году при невыясненных обстоятельствах застрелил милиционер.

Однажды тут проходили съемки эпизода сериала «Улица разбитых фонарей», в котором на нижней галерее убивают человека. Через пару лет на этом месте действительно убили человека (это было заказное убийство директора строительной корпорации ЗАО «Развитие» Виктора Цыгина в 2007 году).

Здесь снимали «Дневник его жены» Алексея Учителя про Ивана Бунина, брали бокалы в качестве реквизита у жильцов дома. Посуду так и не вернули.

16 июля 2001 года из-за урагана сорокоградусная жара резко сменилась градом. Окна на улице разбились вдребезги (тогда же снесло крест на Смольном соборе).

В 2010 году в доме поселился известный порнобарон. В парадной стали каждый день мыть полы, на входе поставили будку с двумя охранниками. А в марте 2013 года произошёл захват ОМОНом подпольного казино, находившемся на втором этаже. Об этом заведении жильцы дома узнали благодаря СМИ. В итоге охрана съехала, но будка на первом этаже так и стоит. Через пару недель на месте казино открылся хостел. В его интерьере сохранили элементы казино, а в большой гостиной туристов встречает позолоченный бюст Ленина.

Группа «ВКонтакте» «Кирочная 24» родилась из бытовых проблем. Однажды мужчина, решив собрать деньги на домофон, обошел все квартиры, таким образом познакомился со всеми жильцами (сейчас он — главный модератор группы). Со временем тематика группы изменилась во благо исторической ценности дома и рассказов его жителей.

Когда жители стали собирать фотоматериалы для группы «ВКонтакте», было обнаружено, что в разных квартирах встречается прекрасная девушка, которая смотрит сверху на обитателей светлым и удивленным взглядом. Ее вечно молодой образ лёг в основу логотипа дома. Помимо этого придумали сувенирную продукцию — холщовые сумки с графичным изображением дома.

Этот дом не перестает удивлять. В коммунальной квартире № 32 трехметровые потолки через коридорчик переходят в семиметровые! (по документам в доме 21 коммуналка из 73 квартир).

Дом Бака не так широко известен, как тот же Толстовский, однако вокруг него ещё недавно толпилось много экскурсионных групп. Сейчас, из-за пандемии, туристов не пускают. Но при случае его необходимо увидеть и удивиться, насколько он разный.

Интересный факт: в войну Дом Бака был одним из самых высоких в квартале, и при этом не пострадал. В него попали бомба и снаряд, которые вошли в фасад и не разорвались. В результате внутри дома до сих пор трещина. Капитального ремонта в доме до сих пор не было. Теперь осыпающийся фасад ждет назначенного часа.

В 2001 году дом включили в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Хочется верить, что это не просто запись в журнале.

Светлана Захарова

#достопримечательности спб #санкт-петербург #дом бака