Найти тему

Не менее эффектен

был Тарталья — неаполитанская маска, изображающая нотариуса, судью, полицейского или какое-либо иное лицо, наделенное властью. Он заикался и носил огромные очки. Его заикание рождало невольные каламбуры (и часто непристойного характера), за что Тарталья был щедро награждаем палочными ударами.

Как пример можно привести использование принципа корреляции максимумов. Слово авторам методики:

«Возьмем все тексты-хроники, которыми располагаем, — и те, которые говорят о хорошо знакомых событиях и людях и привязаны к единой хронологической шкале, и те, в которых имена незнакомы, а хронология не расшифрована, — и разобьем каждую хронику на одинаковые „главы“ (заранее задавшись их длиной: год, или 5, или 10 лет, как удобнее). Подсчитаем: сколько текста приходится на каждую „главу“. Теперь любую хронику можно изобразить в виде графика, где по горизонтали будут расположены по порядку „главы“, то есть одинаковые отрезки времени, а по вертикали — объем текста каждой „главы“. Такой график — своеобразный „портрет“ хроники, ее „дендрологического распила“. Но и сама хроника, как мы знаем, — это „портрет“ событий, происшедших когда-то, в какой-то отрезок времени, в каком-то царстве-государстве. И мы уже знаем, что даже многоступенчатое переписывание хроник и объединение их в „Истории“, хотя и искажает получившийся на графике „портрет“ событий, но не так уж сильно. Пусть даже мы не знаем, в какой стране и когда происходят события данной конкретной хроники, — взаимное сличение „портретов“ хроник поможет найти ответ.

Князь Валериан Александрович Зубов (1771–1804), генерал-аншеф, в 1793 г. командовал карательным отрядом в Польше, главнокомандующий в Персидском походе 1796–1797 гг. В Польше князь лишился ноги, протез для него изготовил знаменитый Кулибин. Пребывавшие в опале после смерти Екатерины братья Зубовы проживали в своих имениях в Белоруссии и Курляндии, но в ноябре 1800 г. дружно попросили императора вернуть их на службу. Просьба была удовлетворена: Платон стал начальником 1-го, а Валериан — 2-го кадетского корпуса, Николай стал командиром Сумского гусарского полка. Активное участие Зубовых в перевороте 11 марта 1801 г. вполне объяснимо — тут и месть за опалу, и… несмотря на богатство, до денег они оставались охочи. До любых. В том числе и до английских…

Граф Пётр Алексеевич (Петер-Людвиг) фон дер Пален (1745–1826), блестящий карьерист, участвовал в Семилетней войне (на её заключительной стадии), в первой Русско-турецкой войне, где отличился при Бендерах и заслужил Георгиевский крест 4-й степени, в польских походах. В 1787 г. получил чин генерал-майора. Во время второй Русско-турецкой войны отличился при штурме Очакова и получил Георгий уже 3-й степени. Был рижским наместником и добился присоединения Курляндии к России. При воцарении Павла подвергся опале. Но сумел путём придворных интриг вернуть расположение императора и в 1798 г. получил высший орден Российской империи, а также назначение петербургским военным губернатором и титул графа. После ссылки графа Панина стал главным руководителем заговора против Павла. Внезапная смерть де Рибаса сделала его вообще самым главным заговорщиком. Самое замечательное в этой истории, что Павел знал о заговоре, но был убеждён Паленом, что тот сам стоит во главе «предприятия», чтобы не допустить его успеха…

Именно Пален произнесёт фразу: «нельзя приготовить омлет, не разбив яиц». Это был сигнал к непременному убийству императора. Доживая свой век в курляндских имениях, в опале, граф и на смертном одре не сомневался в справедливости предпринятого им со товарищи цареубийства.