Найти тему
Хочу читать

Борис Дёжкин. Страницы биографии

Автор: Белла Кирик
Автор: Белла Кирик

Искусство движения

Борис Дёжкин. Страницы биографии
Борис Дёжкин. Страницы биографии

Его называли русским Диснеем, «королем одушевления». Без фильмов Бориса Дёжкина невозможно представить себе золотой фонд русской мультипликации. Его вклад в становление и развитие школы отечественной анимации огромен. К сожалению, в конце жизни ему не давали снимать фильмы, и гениальный мультипликатор зарабатывал на жизнь иллюстрацией книг и открыток. В 2018-м году у него на родине в Курске был установлен памятник с кадрами из фильма «Шайбу! Шайбу!», а в 2019-м по инициативе земляков и его сотрудников вышла книга «Борис Дёжкин. Страницы биографии».

Борис Дёжкин
Борис Дёжкин

Анимация — это искусство движения. Фильмы Дёжкина удивительно динамичны. В юности он был цирковым акробатом. Возможно, поэтому пластика его персонажей так органична. Героев его фильмов память запечатлевает в движении, при этом кадры сценки всегда сцеплены с музыкой. Стремительный бег Чиполлино и начальственная походка «руки в боки» Лимона из «Чиполлино», разнузданный танец-марш сорняков-куплетистов из «Чудесницы», откидывающий чёлку с глаз конферансье Карандаш из картины «Ровно в три пятнадцать». Мелодия и движения его персонажей живут в совершенной гармонии. Карандаш художника откликался в ритмической фразе на каждый такт, каждую ноту.

Мастерство мультипликатора было так очевидно. Казалось бы, его должны были ждать и звать все и везде, радостно встречать любые его предложения. Однако судьба его была непростой. Как и многие великие советские и российские аниматоры, Борис Дёжкин пришел в профессию не сразу. Сначала он работал слесарем-инструментальщиком. Но талант карикатуриста привёл его на курсы при журнале «Крокодил». Его карандаш с такой точностью улавливал самую суть движения, что Дёжкина рекомендовали на только что созданный «Союзмультфильм». Борис оказался в числе художников первого, ещё довоенного «призыва». С 1930-х годов он бессменно служил на своём месте, в том числе и во время войны. Но наступил 1984-й, и отношение на студии изменилось — один за другим его фильмы стали заворачивать, и он перестал снимать.

Это был не первый раз, когда Дёжкин оказался невостребованным. После войны на студии господствовал «эклер» (отснятый киноматериал обводили на пленке, и на основе этой кальки рождался мультфильм). Талант Дёжкина, слишком карикатурный и экспрессивный, подавлялся, ему не находилось работы в чинных красивых «эклерных» фильмах — разве что чёрта нарисовать. Стало ясно, что самобытному стилю Дёжкина требуется «свой» фильм. Ему доверили режиссёрскую работу. В 1946 году Дёжкин создал свой первый «спортивный» фильм «Тихая поляна». Матч медведей и зайцев стал предвестником «футбольных» фильмов мастера. С этого момента тема спорта — визитная карточка Дёжкина.

-4

Среди учителей Дёжкина — В. Г. Сутеев, М. С. Пащенко и… Уолт Дисней. Сцены из диснеевских фильмов он знал досконально, но никогда не подражал мэтру американской анимации. Все его фильмы имеют свою индивидуальность. Герои Дёжкина узнаваемы: блестящие чёрные глазки, кустистые брови, нос картофелиной и фирменная улыбка до ушей с выдающимися, в буквальном смысле слова, зубами. В 1960-е Дёжкин мультипликатор №1 на студии. Его участие в фильме гарантировало успех. И вместе с тем на заседаниях художественных советов студии с обсуждением его картин разгораются отчаянные споры.

«Огнистые линии словно прожигают графитную доску. Персонажи безостановочно появляются и исчезают под их хлестким ливнем, берут новый старт, обрастают гроздьями фаз, мчатся к финишу, замирают в немыслимых компоновках, чтобы вновь развернуться веером графических шедевров. С последними штрихами он буквально вколотил мел в доску, распял его в гениальных линиях. Мы расслышали несколько кратких, одному ему внятных междометий, среди которых промелькнуло: “Федька Хитрук работает иначе”. И мистификатор, фокусник, шпагоглотатель, цирковой акробат — он был всё в этот момент — растаял в воздухе. Осталась плотно изрисованная доска с медленно оседающей пылью (сегодня бы эту доску в любой киномузей мира), пол, усыпанный белыми крошками, да еще дворовый возглас — “Федька Хитрук”», — так вспоминает о нём Юрий Норштейн. В 1960-м ему девятнадцать лет, и он пока ещё только осваивает профессию мультипликатора на двухгодичных курсах, где преподаёт в том числе и Дёжкин.

Из этого свидетельства автора будущего шедевра «Сказки сказок» и «Ёжика в тумане» видно, что Дёжкин-педагог — фигура неоднозначная. Его рисунок рождался как будто сам собой, а объяснить, почему нарисовал именно так, художник не мог. «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твоё», — так говорил он Виолетте Колесниковой, одной из своих учениц. В книге «Борис Дёжкин. Страницы биографии» жизнь великого мультипликатора освещается многомерно и без прикрас. Воспоминания его вдовы, учеников, коллег по цеху, уникальные записи протоколов художественных советов киностудии «Союзмультфильм», графические материалы — наброски, эскизы, раскадровки. Правдивая документальная основа создаёт совершенно живой образ, а другим и не мог быть «король одушевления».

Борис Дёжкин. Страницы биографии / [авт.-сост. Н. Авдеева и др.]. — Белгород : Константа : Курский фонд кино : Музей кино : Союзмультфильм, 2019. — 255 с. : портр., цв. ил.

https://want2read.ru