Найти в Дзене

в которой представлены

принципы книги «Кораблестроитель» и предложены стратегии их применения.

Семинары. Принесите опыт, необходимый для перемен, своим работникам напрямую. Эта программа углубленного обучения представляет собой интересный и информативный четырехчасовой семинар, основанный на пяти принципах руководства из книги «Кораблестроитель». Каждый участник семинара получает копию книги «Кораблестроитель» в твердой обложке, рабочую тетрадь «Кораблестроитель» и инструменты эффективного руководства на всю жизнь.

– Затем ты начал подробно исследовать элементы, из которых состоит понятие денег, в первую очередь – концепцию универсальной экономической ценности. Ты объяснил, что доллар, или фунт, или евро, или иена – не физические вещи, а единицы измерения. Потом ты описал, как один пожилой профессор-поляк…

– Витольд Куля.

– Ага, он самый. Так вот, он изучил историю физических единиц измерения и обнаружил, что понятия и стандарты, к которым они приложимы, с ходом времени эволюционируют. Затем, как истинный социалист, ты даже с восторгом отозвался о достижениях международной бюрократии.

– Ну да, Международного бюро мер и весов.

– Но самое главное – если я правильно тебя понял – заключается в том, что и понятия, и стандарты определяются тем, для чего они нужны людям. Ты подчеркнул два момента, вытекающих из этого. Во-первых, экономическая ценность ничем не отличается от любой другой единицы измерения – масштаб ее применения и ее стандарты определяются тем, для чего ее используют. Однако, и это второй момент, экономическая ценность отличается от физических единиц измерения тем, что является свойством не физического, а общественного мира. Это центральный компонент технологии организации общества, следовательно, ее стандарт должен быть политическим.

– Именно так. Критерий для выбора стандарта денег – не точность и неизменность, как в случае с физическими единицами, а справедливость, то есть характерная черта грамотно управляемого общества.

– Ага, это была философская часть твоего дискурса. Затем ты перешел к истории.

– Ну, я же сказал, что существуют свидетельства, подкрепляющие мои утверждения о природе денег. Я заявил это потому, что центральная идея денег – это концепция универсальной экономической ценности, а поскольку подходящий стандарт для нее должен быть политического характера, то можно сказать, что деньги в их современном понимании возникли, когда соединились совершённые в Месопотамии изобретения, то есть письменность, счет и ведение бухгалтерского учета, и возникшая в гомеровской Древней Греции идея о том, что каждый член племени одинаково ценен для общества.

– Ах да, припоминаю. Возможно, ты и прав, но даже если нет, это ничего не меняет. Ведь деньги по-прежнему существуют, и мы в любой момент можем проверить, что они такое на самом деле. А как их изобрели, не так уж и важно. Все равно наверняка мы этого знать не можем – так нет смысла и беспокоиться.

– Можно, конечно, и так смотреть на ситуацию – по-мещански. Впрочем, в одном ты прав: реальное испытание для моей биографии – это проверка того, насколько хорошо она объясняет сущность денег в наше время, описывает существующие проблемы и предлагает пути их решения. Так на чем мы остановились?

– На истории. Вот тут-то тебя и потянуло на детектив. Сначала ты принялся восхвалять древнекитайскую экономическую мысль. Объяснил, что тамошние философы и императоры прекрасно понимали, что деньги – это инструмент управления. Значит, вопрос о том, в какой мере экономическая ценность должна использоваться для координации общественной деятельности и каким должен быть ее стандарт, определяется только тем, насколько деньги способствуют успешному управлению страной.

– «Миру и порядку в Поднебесной», как поэтично выражались они. Совершенно верно.

В написании книги огромную помощь оказал мне лондонский Центр глобальных исследований, на первую половину 2012 года любезно взявший меня на должность научного сотрудника. Огромное спасибо Центру и лично Ольге Богомазовой за предоставленное мне идеальное пространство для работы.

Отдельная благодарность Ха-Джун Чангу и Роберту Скидельски, которые убедили меня написать наконец эту книгу, а не продолжать говорить, что было бы неплохо ее написать. Спасибо также Уиллу Гудлэду, Джой де Менил, Филипу Делвсу Броутону, Николь Араги, Тиму Муру, Барнаби Мартину, Джоанне Кавенна, Анне Уэббер, Рори Стюарту и Александеру Хемону за советы и поддержку. Огромное спасибо моему агенту, Наташе Фэйруэзер, равной которой просто нет, и всем остальным в агентстве AP Watt: Линде Шонесси, Люси Смит и Дональду Винчестеру.

Мне невероятно повезло, что над этой книгой вместе со мной работали два выдающихся редактора: Стюарт Уильямс из издательства Te Bodley Head и Эндрю Миллер из Knopf. Без их поддержки и внимания к каждой детали эта книга просто-напросто никогда не вышла бы в свет. А если бы и вышла, то была бы значительно хуже – и к тому же длиннее. Я крайне благодарен им обоим, а также Кэтрин Эйлс и всем остальным сотрудникам лондонского отделения Te Bodley Head.

Напоследок – самое важное. Хочу поблагодарить своих дочерей, мирившихся с моим отсутствием, и свою жену Кристину – без нее ни этой книги, ни многого другого, гораздо более важного, просто не существовало бы. Спасибо тебе, любимая, – за все.

Библиография

Alessandri, P., and Haldane, A. (2009), Banking on the State. London: Bank of England.

Amis, M. (1984), Money: a Suicide Note. London: Vintage.

Andreau, J. (1999), Banking and Business in the Roman World (tr. Lloyd, J.). Cambridge: Cambridge University Press.