Найти в Дзене

Проблема современного образования

В настоящее время одной из распространенных проблем нашего общества является образование. При чем это очень серьезный вопрос, на который к сожалению смотрят сквозь пальцы, ведь от качества образования зависит развитие государства (общества) в целом.

В данной статье рассмотрим проблемы среднего общего образования.
Данную проблематику буду повествовать исходя из жизненного опыта.

Среднее образовательное учреждение (школу) я закончил относительно недавно в 2015 году. Пройдя весь процесс обучения одиннадцати классов я сделал ряд серьезных выводов:
1. не все дисциплины среднего образования столь важны для изучения;
2. большинство учеников "гонятся" за оценками, а не знаниями;
3. в каждой учебной дисциплине присутствует избыточность информации;
4. преподаватели, как правило, не заинтересовывают обучающихся в изучении дисциплин (преподносят информацию просто зачитывая текст);
5. обучающихся учат работать шаблонно.

Теперь разберем перечисленный ряд проблем более детально:
1. Дисциплин для изучения в среднем образовании достаточно велико и нельзя судить о том, что одни необходимы, а другие нет. Безусловно каждый предмет важен по своему для формирования базового кругозора обучающегося, но зачастую распределение часов изучения того-либо другого предмета происходит неправильно. Так на литературу, изобразительное искусство или начертательную геометрию (не буду перечислять досконально все предметы) выделяется довольно большой объем времени, хотя в свое время такие предметы как физика, математика, геометрия и другие точные науки требуют гораздо больше умственных затрат, чтобы прийти к пониманию (усвоению) преподаваемой информации.
2. Ученики, обучаясь в школе, больше гонятся за красивой оценкой в дневнике (журнале) нежели за качеством получаемых знаний. Ведь для большинства оценка это как "игровой бонус" чем выше рейтинг и больше бонусов, тем "круче" кажется обучающийся среди других (всем известные отличники-медалисты, имеющие в основном звездную болезнь), а знания это так...
3. Беря любой учебный материал будь это учебник по физике или геометрии, можно увидеть просто безумное количество информации, которая в первую очередь просто на просто вызывает дикое нежелание изучать все это. Складывается такое впечатление, что издательские организации, ряд должностных научных лиц, отвечающих за разработку учебных пособий просто заполняют книги информацией только для придания ему объема. Вопросом же качества и необходимости информации, содержащейся в переплетенных "талмудах" никто не заботиться. Пора задуматься о минимизации, ведь больше не значит лучше.
4. Преподаватели "новой школы" не предают особую важность процессу преподнесения информации до обучающихся. В основном урок для учеников, подобен каторге, которую необходимо просто пережить, но это в первую очередь зависит только от самого преподавателя и его отношения (заинтересованности) к процессу обучения. Если преподаватель серьезно относится к проведению своих уроков, старается выступать перед учениками, чтобы привлечь их внимание, заинтересовать процессом обучения, готовит свою речь как будто ему предстоит выступать на конференции, то в таком случае обучающимся будет интересен предмет и получение новых знаний станет одним удовольствием.
5. Самым интересным фактом является то, что всех обучающихся пытаются подстроить под шаблонный тип мышления "если в книге написано, что пример решается именно так, то иначе это не возможно". Нередко можно столкнуться в социальных сетях с "мемами", публикациями родителей и учеников когда преподаватель перечеркивает решение математического примера и ставит неудовлетворительную оценку в связи с тем, что решение выполнено не правильно, не по примеру преподавателя, а самое интересное, что ответ в итоге решения верный. Такие действия со стороны преподавательского состава просто необъяснимы и в тоже время недопустимы. Шаблонное решение любых задач будь то в математике или проблем в реальной жизни к добру не приводит. Так если человек столкнется с проблемой (задачей), пример решения которого не преподавали, на этом в 90 % проблема остается проблемой.

В итоге школу в наше время можно характеризовать просто: "зубрешка предметов, которые не интересны и постоянное переживание из-за оценок".
Почему именно так характеризую нынешние школы да и все среднее общее образование в целом, все просто абсолютно любому человеку на планете важно понимать, зачем он учит что-то, для чего ему это, если сказать коротко - обучающемуся нужно увидеть цель. Но к большому разочарованию об этом даже никто и не думает, все пускается на самотек "ученики сами определятся что им по душе и сами поставят перед собой цель". Да, интерес у каждого ученика свой в тех или иных дисциплинах, но помочь раскрыть "изюминку", талант и влечение должен преподаватель (безусловно и с помощью родителей) и в дальнейшем помочь его развить и показать цель. Только тогда будет толк, судя же по выпускникам средних образовательных учреждений большая часть поступающая в высшее образовательные заведения после выпуска просто приходят к пониманию того, что эта профессия не для него и занимаются первой попавшейся работой.
Взять, к примеру, Японию в этой стране система среднего общего образования построена таким образом, чтобы преподаватель заметил интерес ученика, его таланты в определенной сфере и помог ему развиться в ней, довести до определенной поставленной цели, то есть преподаватель, подобен лучу света, озаряющего голову ученика и ведущего его по верному пути. После окончания среднего общего образования ученики уже точно знают чего они хотят, имеют цель, которая поможет в дальнейшем развиваться и достигать большего. С таким зарядом, поступая уже в высшее учебные заведения, заканчивая их, выпускники становятся первоклассными специалистами своего дела и приносят положительные плоды стране и обществу в целом.
Вот именно к этому нужно стремиться!

Принципы традиционного преподавания в эпоху нашего развития просто исчерпывают себя и становятся только процессом регресса общества. Все вокруг становятся теоретиками, а на практике даже не знают как применять шаблонные знания, ведь практические навыки напрочь отсутствуют. Люди просто не умеют думать...

Единственное решение данной проблемы это перестройка процесса образования под современную эпоху развития с применением новых принципов преподавания.