Оксимирон выпустил новый альбом спустя 6 лет с момента выхода "Горгорода". Называется "Красота и уродство".
Обложку делал Борис Гребенщиков. На фитах — Дельфин ("Чувствую"), Аигел ("Намешано"), ATL и Игла ("Грязь").
Перед ним вышел микстейп "Смутное время", составленный из куплетов и синглов последних лет. С момента анонса все считали его альбомом, но Мирон всех переиграл и уничтожил.
А все началось с клипа-камбэка "Кто убил Марка?" — в нем рэпер рефлексировал о конфликте с Жиганом 10-летней давности и признавался, что многие годы не мог справиться с его последствиями.
В плане флоу и продакшна «Красота и уродство» ничем принципиально не отличается от предыдущих релизов Оксимирона, хотя здесь есть некоторые интересные моменты — например, заход на территорию мемфис-рэпа в треке «Пантеллерия». Правда, стоит отметить, что звук, в отличие от текстов, никогда не считался сильной стороной Оксимирона. Как же обстоят дела с текстами в «Красоте и уродстве»?
Довольно прискорбно. В первой части альбома Оксимирон изливает нам поток актуальных имен (от Екатерины Шульман до Ангелы Меркель), аббревиатур (ГУЛАГ, СПЧ, ОМОН) и тем (тикток, репрессии в отношении независимых медиа, скулшуттинги). Больше всего это похоже на зачитывание истории поиска в браузере. Какие цели преследует рэпер, остается неясным. Возможно, он стремится показать слушателям, что не отстал от жизни? Или может быть искренне надеется разбудить наше гражданское самосознание строчками «Сядь за руль / У меня нет прав / Как у всех вокруг, таков уклад / Че качать, если обучают все вокруг спускать на тормозах?».
Ближе к середине альбома Оксимирон забывает про актуальную политическую повестку и переключается на выпады в адрес поющих под автотюн и читающих под тайп биты коллег («Мы все умрем»), незамысловатые любовные баллады («Партизанское радио») и размышления о пройденном пути («Намешано»). Из последнего трека становится ясно, что Оксимирон — человек с богатым внутренним миром и словарным запасом: «Чёт не прет ни осознанность, ни принятие / Мой хип-хоп — не колхоз и не предприятие». Но разве мы этого не знали?
Все эти разрозненные фрагменты не складываются в общую картину. Вместо политического высказывания мы получаем набор речевок в духе «за все хорошее против всего плохого». Вместо остроумной критики новой школы — пафосные заявления о необходимости двигаться наперекор трендам и, опять же, неймдроппинг, только в этот раз не публичных интеллектуалов и политиков, а рэперов старой школы. «Красота и уродство» так и остается набором тегов: политика, самокопание, протест, начитанность и так далее. Альбом настолько точно соответствует всем стереотипам об Оксимироне, что его можно было бы принять за намеренную самопародию. Но все это, кажется, абсолютно серьезно.