Эта тема всегда вызывает много разговоров, много негативных моментов. И можно представить, почему так происходит. Понятно, что на Вторую мировую или Великую Отечественную войну мы со многими странами и народами смотрим по-разному. Даже называются они у нас по-разному. Также понятно, что ментальность многих народов совершенно иная. У нас принято чтить прошлое достаточно долго. В Европе и США принято смотреть вперёд, а прошлое, оно конечно важно, но не так уж прям.
Недавние опросы показали то, что большинство жителей США младше 30-ти лет празднуют День независимости, но откуда этот праздник, и что там вообще происходило для приобретения этой независимости в истории страны, понятия не имеют. Это же касается молодых французов, которые взятие Бастилии тоже празднуют по традиции, но кто её брал, когда и зачем, тоже совершенно не в курсе. Как отметил великий украинский историк Бебик, история — это гибкая субстанция, и гнуть её можно туда, куда нужно.
Как бы мы к таким высказываниям не относились, но они вполне работают во многих странах. Те же американские политологи часто произносят то же самое. История должна быть удобной для того поколения, которое живёт именно сейчас. И, ежели требуется вводить войска в Иран или Афганистан, то нужно позаботиться о том, чтобы поколение понятия не имело о поражениях во Вьетнаме или Корее. Или закрыть эту страницу истории, или сделать так, чтобы все гордились победами в том же Вьетнаме, и уж никак не понимали, что война была проиграна с треском. Также ни в одной школе Франции не расскажут детям, что их страна была колонизатором Африки. Приказано эти неудобные части истории забыть.
Вторая мировая война для многих стран была не такой ужасной, как это было для СССР. Поэтому можно вполне менять учебники и переворачивать события, как угодно. Это на историю стран большого влияния не оказало. А то, что там гибли люди. Ну, так когда это было? Кому оно сейчас надо? В Великобритании даже повернули этот момент таким образом, что экономически немецкие бомбежки и восстановление уничтоженного Ковентри было очень выгодно всей стране, дав толчок к резкому экономическому росту. Про жертвы все дружно забыли. Свидетелей того времени осталось — на пальцах пересчитать можно. То есть, заморачиваться по поводу достоверности событий не стоит. Можно снять несколько красивых фильмов, которые заменят учебники.
Это делается и не только из-за того, чтобы стереть несколько неудобных фактов. Сами историки Великобритании и США отмечают, что обычному человеку всё это знать незачем. А профессиональные историки всё прекрасно знают. Что касается держав поменьше, то в Румынии и Венгрии предпочитают вообще Вторую мировую обходить во всех учебниках. Если нужно будет, пусть граждане сами изучают тему. В Сербии, например, больше разговоров и споров о турецком прошлом и этих взаимоотношений, нежели о Второй мировой. То же самое происходит в Болгарии. Французская правящая верхушка считает, что прошлое сейчас мало кому-то интересно, и нужно говорить о будущем. Таким образом, через пару поколений тема вообще из повестки исчезнет. У нас же это вызывает злость и недоумение.