Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

В Капелле волхвов Беноццо Гоццоли 150 персонажей, есть там и митрополит Киевский

Оглавление

В самом центре итальянского города Флоренция, столетия назад считавшегося столицей олигархической династии Медичи и Итальянского королевства, расположен уникальный дворец – Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi).

Беноццо Гоццоли автопортрет
Беноццо Гоццоли автопортрет

Лучшей достопримечательностью бывшего родового дворца Медичи считается их семейная часовня, именуемая Капеллой волхвов.

Палаццо Медичи-Риккарди
Палаццо Медичи-Риккарди

Ее росписью занимался итальянский художник Беноццо Гоццоли, один из лучших представителей флорентийской школы живописи XV века.

-3

О бедном художнике замолвим слово

Прежде чем рассказать о красоте Капеллы волхвов, пара слов о самом художнике. Флорентийцу Беноццо Гоццоли, родившемуся в семье бедного портного, повезло жить и работать во времена настоящего расцвета флорентийского искусства. Так что бедным его можно назвать условно, став знаменитым художником, он потом неплохо зарабатывал.

ВСе стены капеллы с процессией
ВСе стены капеллы с процессией

Благодаря его фрескам в Капелле волхвов сегодня мы можем увидеть, как выглядел живописец. Он запечатлел свой автопортрет в шествии толпы. Изобразил себя в красной шапочке, да еще и подписал ее: Opus Benotii (работа Беноццо).

-5

На фресках он еще довольно молодой. Ему было всего 39 лет, когда он получил заказ на роспись стен часовни в Палаццо Медичи. Над выполнением этой работы он трудился в течение двух лет (по другим источникам, пяти лет) и увековечил свое имя на века.

Уже на пороге 50-летия, заслужив славу уникального мастера фресок, Беноццо Гоццоли поручили завершить один из самых грандиозных проектов – роспись длинной северной стены на монументальном кладбище Кампосанто в Пизе. Этот заказ им и его учениками выполнялся 15 лет.

1. Козимо 2. Пиеро 3. Сиджизмондо Пандольфо Малатеста  4.Галеаццо Мария Сфорца 5.Карло или Джованни 6. Карло или Джованни 7. Лоренцо (будущий Великолепный) 8. Джулиано
1. Козимо 2. Пиеро 3. Сиджизмондо Пандольфо Малатеста 4.Галеаццо Мария Сфорца 5.Карло или Джованни 6. Карло или Джованни 7. Лоренцо (будущий Великолепный) 8. Джулиано

Как написал потом искусствовед Вазари в своих жизнеописаниях художников, это была работа, которая могла бы напугать «целый легион живописцев», но только не Беноццо.

1. Виссарион Никейский 2. Георгий Гемист Плифон 3. Феодор Газa 4.Иссидор Киевский (очень интересный человек, о нем можно фильм приключенческий снимать, я о нем еще расскажу в одной из статей) Патриарх Киевский  и кардинал Католической церкви.  5. Иоанн Аргиропул 6. Энеа Сильвио Пикколомини, будущий Папа Пий II, 7. Беноццо Гоццоли   автопортрет художника среди византийских и католических интеллектуалов!
1. Виссарион Никейский 2. Георгий Гемист Плифон 3. Феодор Газa 4.Иссидор Киевский (очень интересный человек, о нем можно фильм приключенческий снимать, я о нем еще расскажу в одной из статей) Патриарх Киевский и кардинал Католической церкви. 5. Иоанн Аргиропул 6. Энеа Сильвио Пикколомини, будущий Папа Пий II, 7. Беноццо Гоццоли автопортрет художника среди византийских и католических интеллектуалов!

К сожалению, бомба, упавшая на кладбище в 1944 году, уничтожила большую часть фресок, восстановление которых еще не завершено.

Художник изобразил себя еще поз в капелле, но уже среди банкиров, дипломатов, политиков и  богатейших граждан Флоренции  1, Беноццо Гаццоли  2. Нери Ди Джино Каппони флорентийский банкир 5.Франческо Сассетти,  тосканский банкир 3.Бернардо Джугни  дипломат, рыцарь, один из руководителей Флоренции
Художник изобразил себя еще поз в капелле, но уже среди банкиров, дипломатов, политиков и богатейших граждан Флоренции 1, Беноццо Гаццоли 2. Нери Ди Джино Каппони флорентийский банкир 5.Франческо Сассетти, тосканский банкир 3.Бернардо Джугни дипломат, рыцарь, один из руководителей Флоренции

Часовня как сказочная шкатулка

Капелла волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди представляет собой достаточно небольшое помещение, состоящее из двух комнат. Сравнение, которое напрашивается при первом взгляде на часовню изнутри, – это сказочная шкатулка.

Южная стена с магом Бальдасаром
Южная стена с магом Бальдасаром

В отличие от других внутренних интерьеров зданий, роспись стен выполнена не в традиционном цикле разрозненных фресок, а сплошным ковром. Беноццо Гоццоли написал единую целостную композицию – «Шествие волхвов в Вифлеем».

Традиционно художники Средневековья использовали в церковной живописи сюжет поклонения с дарами трех волхвов новорожденному Иисусу. Беноццо Гоццоли написал монументально торжественную процессию шествия волхвов с целой толпой людей в Вифлеем.

Композиционно полотно фресок расположилось следующим образом:

  • на восточной стене изображено шествие молодого короля (волхва) в окружении пеших пажей;
  • на южной стене – окружение среднего короля (волхва);
  • на западной стене – процессия старого короля (волхва).

В сюжете шествия нет изображений ни новорожденного Христа, ни богоматери. Зато живописец талантливо выразил на полотне светскую роскошь семьи Медичи, на заднем плане – вполне светские сюжеты, например, сцены охоты с собаками за оленями и красочные живописные пейзажи.

Ба, знакомые все лица…

Как бы ни хотели сказать это историки и искусствоведы, но пока не торопятся. Хотя без сомнения, Беноццо Гоццоли, беспрекословно слушавшийся своего высокопоставленного заказчика, правителя Флоренции Пьеро Медичи, постарался изобразить на фресках всех членов семейства Медичи, ближайших родственников и многих их современников.

Западная стена с магом Мельхиором
Западная стена с магом Мельхиором

Всего на фреске изображены 150 человек, как богатых аристократов в роскошной одежде на нарядно украшенных лошадях, священники, банкиры, политики так и их прислуга, среди которых есть даже черный юноша. Одновременно присутствуют и простые люди, например, пастухи, пасущие стада овец.

Фома Палеолог, После гибели во время осады Константинополя старшего брата, императора Константина XI Палеолога, являлся законным наследником византийского престолах 1428 года. Обратите внимание на животное рядом с Фомой на коне и на его шикарный ошейник, и на цвет одежды Фомы и на глаза белой лошади, здесь каждая деталь прекрасна.
Фома Палеолог, После гибели во время осады Константинополя старшего брата, императора Константина XI Палеолога, являлся законным наследником византийского престолах 1428 года. Обратите внимание на животное рядом с Фомой на коне и на его шикарный ошейник, и на цвет одежды Фомы и на глаза белой лошади, здесь каждая деталь прекрасна.

Например, некоторые исследователи считают, что образы трех волхвов схожи с лицами семьи Медичи (трех королей: старого Козимо Старшего, среднего Пьеро Подагрика и молодого Лоренцо Великолепного).

-12

Хотя другие ученые видят во втором волхве византийского императора Иоанна VIII Палеолога.

Маг (волхв) Бальдасар на фоне красивых пейзажей, обратите внимание на уникальную сбрую у коня. А еще обратите внимание, что это именно конь :-)
Маг (волхв) Бальдасар на фоне красивых пейзажей, обратите внимание на уникальную сбрую у коня. А еще обратите внимание, что это именно конь :-)

А в третьем короле многие вообще разглядели константинопольского патриарха Иосифа. В общем, мнения ученых умов кардинально расходятся.

Иоанн III Палеолог
Иоанн III Палеолог

В паре юношей, сидящих в верхом на рыжем и белом скакунах, возможно изображены сын герцога Милана Галеаццо Мария Сфорца и правитель Римини Сиджизмондо Малатеста. С гепардом на светло-рыжем коне восседает в голубом камзоле, по мнению исследователей, Джулиано Медичи, или другая версия Фома Палеолог.

В трех юных пажах, находящихся позади второго волхва, исследователи видят переодетых в мужскую одежду сестёр Лоренцо: Бьянку, Наннину и Марию. Однако многие герои на полотнах слишком идеализированы, чтобы можно было точно опознать в них родственников и людей времен Медичи. Исследователи продолжают искать сходства портретов с реальными людьми, жившими в те годы.

Слева: чернокожий юноша, справа: сестры Лоренцо Великолепного: Бьянка, Наннина и Мария
Слева: чернокожий юноша, справа: сестры Лоренцо Великолепного: Бьянка, Наннина и Мария
"Портреты последователей Платона" греческие философы и священники. Интересно, кто дама в голубом шарфике на голове? Номер 7 - автопортрет Беноццо Гоццоли
"Портреты последователей Платона" греческие философы и священники. Интересно, кто дама в голубом шарфике на голове? Номер 7 - автопортрет Беноццо Гоццоли

Отчего на фреске такая процессия греческих философов и деятелей Церкви?

Византийская характеристика кавалькады затем подчеркивается присутствием греческих интеллектуалов , очень хорошо известных также на Западе и участвовавших во Флорентийском соборе 1439 года. Их можно узнать по бородам, в то время на Западе никто не носил бороду. Борода - атрибут, типичный для греков. Мы находим их в процессии Гаспара / Деметриуса в третьем и четвертом ряду.

На Флорентийском Соборе подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными церквями. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом Символе Веры. Рассматривались и другие догматические вопросы — о чистилище, главенстве папы римского во Вселенской Церкви.
Собор был объявлен Вселенским. На нем было объявлено об объединении восточной и западной церкви. На деле уния не была реализована. А ведь какой шанс был у Церкви объединиться!

На флорентийский Собор во Флоренцию съезжались огромные процессии. Каждый из 700 участников, приезжал с сопровождавшими его лицами. Конечно, жителей Флоренции такие процессии впечатляли.

Согласно исследованиям Рончи, восточный караван также намекает на другой фундаментальный процесс: переход с Востока на Запад греческой культуры. На празднование греческого основания флорентийского и итальянского гуманизма. Ящики и ковчеги, поднятые на лошадях и верблюдах, будут представлять собой контейнеры с книгами и кодексами, которые византийские ученые доставляли в безопасное место на Запад во время и после наступления турок в Анатолии и на Босфоре.

Медичи, предшествовавшие параду греческих ученых, олицетворяли защиту, которую могущественная флорентийская семья оказала греческой культуре. И два сопровождающих их рыцаря, Сфорца и Малатеста, представляют «внешних гарантов» этой защиты. На самом деле они изображают две великие итальянские семьи, связанные с Палеологами и интересующиеся судьбой Византии и ее наследием.

Кем же были греческие члены процессии?

Исидор Киевский - будучи митрополитом Киевским и всея Руси стал так же и кардиналом католической церкви, был легатом Папы Римского, умер и похоронен в Риме в Базилике Святого Петра. Великий писатель и дипломат, друг и соратник кардинала Виссариона (Бессарионе лат.), а позже кардинал Латинской курии. Исидор Киевский, великий писатель и дипломат, друг и соратник Виссариона, а позже кардинал Латинской курии.

Виссарион Никейский, выступил инициатором обьединения Православной и католической церкви (1439) и произведённый за это папой в кардиналы. Один из выдающихся гуманистов XV столетия. Он основал в Риме академию, посвящённую изучению наследия Платона. Заботясь о судьбе членов византийского императорского дома Палеологов, он первый начал переговоры относительно Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог и содействовал устройству этого брака.

Георгий Гемист Плифон — византийский философ. В 1439 году, из уважения к философу Платону, чьи взгляды он развивал, Георгий Гемист принял созвучное имя «Плифон». Крупнейшая фигура интеллектуальной жизни последних десятилетий существования Византии. «Самый уважаемый гость Ферраро-Флорентийского собора», был философом-неоплатоником, неоязыческим богословом, утопистом и еретиком. Пройдя обучение в Константинополе, он основал в Мистре, философскую и политическую школу, положения которой сделали Плетоне особенно подходящим человекам для участия в заседании совета, назначенного для религиозных и религиозных споров. Выступал за политическое воссоединение Запада и Востока

Феодор Газa — греческий гуманист и переводчик Аристотеля. Настоятель и гуманист, большой друг кардинала Бессарионе (Виссарион Никейский).

Иоанн Аргиропул — византийский учёный, известен заслугами по восстановлению греческой литературы в Италии.

Для меня это новость: на Флорентийском Вселенском Соборе не только деятели церкви вели диспуты, но и философы: последователи Платона и Аристотеля! Вот ничего себе!

Карло Кривелли - загадка XV века.

Сандро Боттичелли и его муза Симонетта.

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях .

Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Смотрите мои прогулки по Риму он-лайн и сторис в моем Инстаграмм Sv_sinitsa

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем сайте.

#живопись #история #церковь