Дискуссии вокруг советской системы образования актуализируются регулярно. То председатель Следственного комитета РФ вдруг выступает с призывами о возврате к советской школе и отмене ЕГЭ. Видимо, все проблемы с нераскрытыми преступлениями уже решены и он готов взяться за новые задачи. То вокруг разоблачённой экс-замминистра просвещения Раковой Марины Николаевны создаётся ореол главного врага остатков советской системы образования и злого гения цифровизации. Но если отбросить всю эту электронную мишуру и присмотреться повнимательнее, то окажется, что нечто подобное уже было лет примерно 100 тому назад, когда закладывался тот самый феномен, именуемый советской системой образования. А, точнее, его самая первая и наиболее обожаемая всеми современными радикальными экспериментаторами редакция — единая трудовая школа.
"Ты помнишь как всё начиналось..."
Как ни прискорбно будет услышать рьяным защитникам "советской школы", но начиналась советская школа с тех самых принципов и методов, которые апологеты "самой лучшей школы в мире" считают признаками как раз не совместимыми с той самой советской школой.
Начало советской системы образования и советской школы связано тоже с женщиной да ещё чрезвычайно знаменитой своей карьерой первой леди революции — Надеждой Константиновной Крупской. Своих детей у Крупской Н. К. с Лениным В. И. не было и весь её учительский опыт по сути — это под видом обучения грамоте и некоторым школьным знаниям ведение революционной пропаганды среди петроградских рабочих. В основном, молодёжи, но попадались среди её учеников и совсем взрослые люди. Правда, нахождение в эмиграции имело для неё одно преимущество: возможность посмотреть со стороны как работали школы и другие заведения в Западной и Центральной Европе в начале ХХ века. Вот эти вот свои, в основном даже не теоретические, а эмпирические (умозрительные) представления и стала Надежда Константиновна реализовывать как только победа партии её мужа в борьбе за власть сделала это возможным.
Теоретические статьи о школе и вообще о системе образования Крупская Надежда Константиновна начала публиковать ещё будучи в эмиграции между первой и второй революциями. Интересовали её в основном так называемые новаторские методы: "свободное обучение", дальтон-план, практическая школа Джона Дьюи, французское позитивное обучение.
Описанный в её статье "Позитивный метод в образовании" (1910 год) пример с подведением учеников к изучению стихотворения Ронсара "Розы" нашёл потом реализацию в единой трудовой школе Советской республики. А в фильме по замечательному роману Вениамина Каверина "Два капитана" есть короткий эпизод, как комплексно проходят в школе 1920-х годов тему "Утка" (это в многосерийном фильме 1976 года, в фильме 1955 года — тему "Корова") как раз по модному позитивному методу. Любой предмет или явление, к примеру ту же утку, разбирали с точки зрения всех предметов: склонение слова "утка", упоминание уток в литературе, описание жизни утки в природе и домашнем хозяйстве, решение задач на подсчёт уток, и т. д., и т. п. Одним словом, очень тщательно рассмотрели утку. Правда, всё остальное упустили. Вот потому результатом всего этого повсеместного стал не столько рост уровня образования, сколько его падение. Ситуацию спасла начатая в начале 1930-х годов реформа системы образования. Нк
Ещё одна волновавшая Крупскую Н. К. тема — совместное обучение мальчиков и девочек. И дело тут было вовсе не в одинаковом обязательном минимуме знаний. К тому же в доступных для простого народа школах обучение и так велось совместно. Дело в том, что современные защитники социализма упускают важнейший момент: социализм построен не столько на справедливости, сколько на стирании границ. На смешении всего и вся. Что сейчас и происходит на Западе. Чего и добивалась Надежда Константиновна и её единомышленники:
... одинаковость получаемых впечатлений, постоянная совместная работа, одинаковые условия развития могут лишь содействовать духрвному сближению между юношами и девушками, то естественным ответом на поставленный вопрос и является ответ: совместное обучение крайне желательно. Причём опять-таки само собой подразумевается, что духовная близость ведёт к тому, что мужчина видит в женщине и, наоборот, женщина в мужчине прежде всего не существо иного пола, а человека. (статья "Совместное обучение", 1911 год)
Всё это, конечно, облечено в красивые слова как в обёртку, но суть таже, что и у современных новаторов — уничтожение традиционных понятий о человеке и семье.
Ну а после Октябрьской революции Крупская Н. К., войдя в состав Государственной комиссии по просвещению и заняв пост председателя Главполитпросвета, одного из подразделений Народного комиссариата просвещения РСФСР, активно занялась внедрением своих идей. Старую школу, "школу учёбы", повсюду стали объявлять омертвелой формой, а приближение школы к жизни сделали одним из главных лозунгов. Школа учёбы порождала, по мнению Крупской Н. К., неравенство через неравные успехи в освоении знаний.
Во-первых, центром изучения в школе должна быть трудовая деятельность населения в её прошлом настояшем.
Во-вторых, в организации школьной жизни производительный труд детей должен играть доминирующую, господствующую роль.
Потом исчезли оценки как средство буржуев для дискриминации, а вместо экзаменов пошли сплошные проекты и презентации. Исчезли классы и учебные предметы в полном смысле слова. Исчезли и уроки. И так вплоть до упомянутой уже реформы 1930-х.
Кстати, в столь упорно третируемом 1937 году Надежда Константиновна Крупская получила степень доктора педагогических наук. Правда, она в связи с увлечением революцией так и не получила высшего образования, окончив всего только первый курс высших Бестужевских курсов. Да и диссертацию тоже не писала, даже кандидатскую. Или магистерскую как в наше время.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.