Найти тему

Самый массовый и пока что непотопляемый трактор МТЗ 82.1. Что мы о нём знаем?

Оглавление

Здравствуйте дорогие читатели!

В этой статье я собрал пусть и краткую, но и наиболее полную базовую информацию про трактор МТЗ 82. Всех, кто когда-то на нëм учился/работал, кто знаком поверхностно, и кто ещё не знаком с ним, но хочет познакомиться - милости прошу!

Ещё с детства при слове "трактор" визуально я представлял себе именно МТЗ 80/82. И не случайно.

В центральной России именно этот колëсный трактор является самым распространëнным.

Таки да! Именно этот трудяга чаще всего первым приходит в голову простому обывателю при слове "трактор". (Фото взяты из свободных источников в интернете.)
Таки да! Именно этот трудяга чаще всего первым приходит в голову простому обывателю при слове "трактор". (Фото взяты из свободных источников в интернете.)

Первые восьмидесятки были выпущены ещё в 1974 году.

На них ставился четырëхцилиндровый атмосферный рядный дизельный двигатель Д-240 Минского моторного завода мощностью 81 лошадиная сила. В наше время трактор 82.1 комплектуется двигателем ММЗ Д-243, который является модификацией прошлого двигателя. 

Двигатель ММЗ Д-240. Вид справа. Слева на право мы видим фильтр грубой очистки топлива, центробежный масляный фильтр (центрифуга), насос гидроусилителя руля ( НШ-10), а над ним генератор. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
Двигатель ММЗ Д-240. Вид справа. Слева на право мы видим фильтр грубой очистки топлива, центробежный масляный фильтр (центрифуга), насос гидроусилителя руля ( НШ-10), а над ним генератор. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
Для сравнения - двигатель Д-243 с того же ракурса. Бросается в глаза уже одноразовый масляный фильтр, который на современные трактора ставится с завода заместо центрифуги. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Для сравнения - двигатель Д-243 с того же ракурса. Бросается в глаза уже одноразовый масляный фильтр, который на современные трактора ставится с завода заместо центрифуги. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Сцепление однодисковое, без усилителя.

Выключение сцепления происходит за счёт нажатия на педаль 12, рычаг 13 опускается вниз, двигая тягу 8, которая в свою очередь толкает вперёд сошку 3. Так же регулировкой длины тяги 8 регулируется свободный ход педали. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Выключение сцепления происходит за счёт нажатия на педаль 12, рычаг 13 опускается вниз, двигая тягу 8, которая в свою очередь толкает вперёд сошку 3. Так же регулировкой длины тяги 8 регулируется свободный ход педали. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Коробка переключения передач - 9-ти ступенчатая, двухдиапазонная. Так же имеется понижающий редуктор. В общей сложности, МТЗ 82 имеет 18 передач для движения вперёд и 4 назад.

На первый взгляд без бутылки не разберёшься. Но на практике разобраться с переключением передач в этом тракторе не намного сложнее, чем на легковом автомобиле. (Фото из свободных источников в интернете.)
На первый взгляд без бутылки не разберёшься. Но на практике разобраться с переключением передач в этом тракторе не намного сложнее, чем на легковом автомобиле. (Фото из свободных источников в интернете.)
На восьмидесятках  с малой кабиной рычаг КПП располагался по середине. (Фото из свободных источников в интернете.)
На восьмидесятках с малой кабиной рычаг КПП располагался по середине. (Фото из свободных источников в интернете.)
На современных тракторах с унифицированной кабиной рычаг КПП располагается по правую руку ( рыжий наконечник между педалью газа и ручником). Под рулевым колесом, между педалью и сцепления и тормозами рычаг понижающего редуктора. (Фото из свободных источников в интернете.)
На современных тракторах с унифицированной кабиной рычаг КПП располагается по правую руку ( рыжий наконечник между педалью газа и ручником). Под рулевым колесом, между педалью и сцепления и тормозами рычаг понижающего редуктора. (Фото из свободных источников в интернете.)

Задний мост имеет возможность блокировки дифференциала как принудительно, так и в автоматическом режиме.

Тормоза механические, сухие, раздельные. Иметься возможность раздельного торможения задних колëс, что увеличивает маневренность трактора в стеснённых условиях.

Электрооборудование трактора, расчитано на напряжение 12 вольт.

Гидравлическая система трактора состоит из собственно бака с гидравлическим маслом, насоса НШ-32, гидрораспределителя, трубок, шлангов и собственно гидроцилиндров рабочего оборудования.

Подъëм и опускание навески происходят при помощи гидроцилиндра. ( Фото из свободных источников в интернете.)
Подъëм и опускание навески происходят при помощи гидроцилиндра. ( Фото из свободных источников в интернете.)

Вал отбора мощности несинхронный двухскоростной (540 / 1000 об/мин)., или синхронный 1 об/ 3,5 метра пути.

Хвостовик вала отбора мощности. Именно ВОМ необходим для работы вращающихся частей рабочего оборудования. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
Хвостовик вала отбора мощности. Именно ВОМ необходим для работы вращающихся частей рабочего оборудования. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)

Трактор имел несколько разновидностей:

1) По способу запуска дизеля ( МТЗ 80Л/82Л с бензиновым пусковым двигателем и МТЗ 80/82 с электростартером)

Двигатель Д-240Л с пусковым бензиновым двигателем. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Двигатель Д-240Л с пусковым бензиновым двигателем. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Двигатель ММЗ Д-240 с электростартером. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Двигатель ММЗ Д-240 с электростартером. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

В наше время, насколько мне известно, современные МТЗ 82.1 выходят с завода лишь с электростартером.

2) По количеству ведущих мостов ( МТЗ 80 двигался только за счёт заднего моста, а 82 имел дополнительно привод на передний мост)

Передняя ось трактора МТЗ 80. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Передняя ось трактора МТЗ 80. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

В наше время имеют гораздо большее распространение именно трактора с приводом на оба моста.

2.1) Так же, не отходя от темы хочу добавить, что в наше время МТЗ 82.1 можно разделить по типу переднего ведущего моста (ПВМ). Это традиционный портальный мост и балочный мост.

Портальный передний мост трактора МТЗ 82.1
Портальный передний мост трактора МТЗ 82.1

К плюсам портального моста можно отнести возможность бесступенчатой регулировки колеи, что просто необходимо для некоторых операций в сельском хозяйстве.

Балочный передний мост трактора МТЗ 82.1
Балочный передний мост трактора МТЗ 82.1

К плюсам же балочного моста можно отнести прежде всего то, что он может выдерживать гораздо большие нагрузки, что лучше при работе с установкой погрузчика ( КУНом).

3) По высоте кабины. Сначала трактора комплектовались малой цельнометаллической кабиной, но затем с завода стали ставить большую унифицированную кабину (УК).

Восемьдесят второй с малой кабиной старого образца. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
Восемьдесят второй с малой кабиной старого образца. ( Фото взято из свободных источников в интернете.)

В наше время с завода выходят МТЗ 82.1 лишь с УК. ( польские аналоги малых кабин мы не считаем, они не так распространены, хотя и имеют место быть).

Слева - трактор с УК, справа - с польской малой кабиной. Не смотря на то, что УК выше, на мой взгляд трактор с польской кабиной гораздо удобнее и в ней намного больше места. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Слева - трактор с УК, справа - с польской малой кабиной. Не смотря на то, что УК выше, на мой взгляд трактор с польской кабиной гораздо удобнее и в ней намного больше места. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

4) По типу рулевого управления. Сначала "Беларус" выпускали с гидроусилителем рулевого управления. Усилие для поворота колёс передавалось через громоздкую рулевую колонку.

Гидроусилитель руля в сборе.
Гидроусилитель руля в сборе.

Затем со временем стали выпускать трактора с гидрообъëмным рулевым управлением (ГОРУ). Тут поворот колёс осуществляется через насос-дозатор, посредством гидроцилиндра.

В тракторах с ГОРУ в повороте колëс участвует непосредственно гидроцилиндр. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
В тракторах с ГОРУ в повороте колëс участвует непосредственно гидроцилиндр. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

К преимуществам рулевой колонки можно отнести большую предсказуемость, устойчивость в колее.

А преимуществам же ГОРУ можно отнести очень малое усилие на рулевом колесе при осуществлении поворота.

В наше время самое большое распространение получил трактор МТЗ 82.1 с портальным (традиционным) ведущим мостом, ГОРУ, и большой унифицированной кабиной.

Самая распространённая сейчас модификация МТЗ 82.1 (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Самая распространённая сейчас модификация МТЗ 82.1 (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Его можно увидеть на работах как в сельском, так и в дорожном или коммунальном хозяйствах. А оборудования на него настолько много, что перечислить всë просто не возможно.

МТЗ 82.1 с навеской погрузчика (с КУНом). (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с навеской погрузчика (с КУНом). (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с навеской экскаватора (петушок). (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с навеской экскаватора (петушок). (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с плугом ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с плугом ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с роторной косилкой (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 с роторной косилкой (Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 для зимнего содержания дорог и городской инфраструктуры с передним отвалом и щёткой ( Фото взято из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.1 для зимнего содержания дорог и городской инфраструктуры с передним отвалом и щёткой ( Фото взято из свободных источников в интернете.)

На сегодня это всë. В дальнейшем я напишу ещё о тракторе МТЗ 82, и не только. Подписывайтесь на наш канал, буду вас ждать на новые статьи!

До новых встреч!