Обзор на предыдущую серию здесь. В седьмой серии польские кинематографисты объединили два рассказа из разных сборников — «Вечный огонь» и «Край света», именно в таком порядке. «Вечный огонь» от такого слияния, пожалуй, проиграл. Хотя основную мысль в сериале передали верно, но ключевой момент убрали, а экранизация оказалась пунктирной.
Геральт приезжает в вольный город Новиград, где власть принадлежит жрецам культа Вечного огня. Он становится свидетелем ссоры Лютика с его очередной подружкой Веспулей, которая обвиняет его в интрижке на стороне. В корчме «Наконечник пики» (которая подозрительно похожа на все предыдущие кабаки в сериале) ведьмак и бард, страдая от безденежья, набиваются в компанию купца-низушка Даинти Бибервельта. Однако светскую беседу прерывает настоящий Даинти, а фальшивый принимает свое истинное обличье и оказывается допплером Дуду — редким существом, которое может превращаться в кого угодно, однако не способен причинить зло.
Допплер — представитель вымирающего вида, поэтому хотя Геральт и ловит его серебряной цепью, он не собирается его убивать, ведь допплер по своей природе безобиден. Фактически раса мимиков является жертвой предрассудков людей.
В оригинале допплер в своем истинном виде малопривлекательное бесформенное создание, но в сериале решили не усердствовать и обошлись лилипутом с бутафорским носом и ушами. Так что мимик получился весьма трогательный.
А вот в американском сериале сценаристы перечеркнули эту идею, превратив допплеров в напрочь отмороженных наемных убийц, которых люди вполне логично боятся, а значит истребляют вполне оправданно.
Кстати, мимоходом Дуду заявляет Лютику, что накануне превращался в Веспулю, чем приводит барда в замешательство, а Геральта — в состояние истерического смеха. Так что поляки рискованно шутили еще до эпохи гендерного разнообразия.
Пока настоящий Даинти Бибервельт допытывается у мимика, что тот сделал с его товарами и деньгами, трактирщик поднимает тревогу и докладывает о допплере жрецам Вечного огня. Геральт, Лютик и допплер срочно покидают трактир, но по дороге их окружает храмовая стража во главе с самим Ляшарелем, наместником службы безопасности города, которого бояться все горожане. В нашей озвучке его правда именует Шапелем. Он заявляет, что на них поступил донос от Веспули, и все они арестованы.
Здесь-то и начинается режиссерская отсебятина. Геральт угрожает Ляшарелю что убьет его и всю стражу, а допплер просто примет его облик, так что никто и разницы не заметит. Напуганный Ляшарель отступает, а герои наконец покидают Новиград. Однако в рассказе более изящная развязка.
Во-первых, пропущена та часть, где Геральт, Даинти Бибервельт и Лютик ищут сбежавшего в суматохе из корчмы допплера, а попутно узнают, что он от имени купца провернул весьма удачные торговые сделки и вообще его обогатил, так что Даинти быстро сменяет гнев на милость.
Во-вторых, Ляшарель арестовывает наших героев по доносу трактирщика в тот момент, когда ведьмак позволяет допплеру в облике Лютика уйти, потому что этим существам нужно как-то жить в мире, который безвозвратно изменили люди. Но в этот миг фальшивого Лютика видит разгневанная Веспуля и прикладывает его сковородой. Допплер в буквальном смысле расплывается, теряя форму, а Геральт пытается скрыть это происшествие от толпы зевак, набросив ковер. И в этот момент Ляшарель показывает свою истинную натуру — выясняется, что он тоже допплер, который принял облик умершего Ляшареля. Даинти объявляет Дуду кузеном и вся компания, включая грозного лже-Ляшареля, отправляется в «Пассифлору», лучший дом терпимости в городе.
В сериале же вся компания ночует на берегу реки. Геральт отпускает допплера, а Лютик на радостях предлагает мимику путешествовать вместе. Дуду грустно рассказывает об участи своих соплеменников и о том, что им нет места в мире людей, хотя там даже эльфы нашли себе уголок. На следующий день допплер возвращается в Новиград в облике ворона, чтобы помочь Даинти, а Геральт и Лютик отправляются в Долину цветов, то есть в рассказ «Край света».
Поляки постарались сделать долину по-настоящем цветущей и плодородной. Это ковер зеленых лугов и золотистых полей, и веришь, что эти земли находятся под особым благословением.
Американцы же решили не тратить время на поиск подходящего пейзажа, поэтому у них Долина цветов — это просто холмы, поросшие бурьяном и редкой травой. Неясно, почему столь бедную почву усиленно оспаривают эльфы и люди.
Приятели удачно попадают на деревенский праздник, где селяне сразу же начинают жаловаться на призраков, домовых, нетопырей и разных барабашек. Впрочем, находится среди них и один разумный товарищ, который честно говорит, что для ведьмака тут нет работы, так как эльфы в горах ради еды перебили всех реликтов, а теперь голодают. Геральт и Лютик мрачнеют — то ли потому что эльфов жаль, то ли потому что нет денег и работы.
Однако на пшеничном поле их догоняет один сельский работяга и наконец предлагает настоящую работу — прогнать диавола (он же Гога, он же Гоша черт, сильван, козерожек) который поселился на поле у самого бора. Дескать, сначала рогатый соблюдал договор и охотился на полевых вредителей, но потом обнаглел и требует все больше подарков. В ходе беседы выясняется, что раньше в долине жили эльфы, которые не занимались земледелием, а просто пасли здесь свой скот. Но люди прогнали ушастых в горы.
Геральт и Лютик находят алтарь, где селяне оставляли ему зерно и другие дары. Показывается и сам козерожек, которого Лютик начинает передразнивать. Тогда сильван (он выглядит как обычный низкорослый мужичок с рожками, козлиными ушами и бородкой) осыпает наших друзей железными шариками и заставляет уйти. Геральт понимает, что крестьяне сами пытались прогнать чудо-юдо, подсунув черту орехи, смешанные с шариками. Он знакомится с бабкой-вещуньей и ее молодой ученицей Лилле, которые владеют старинной магической книгой. Последняя и посоветовала смешать горсть орехов с шариками, а также пригласить ведьмака. Так как слово Лилле для селян закон, а она настоящая экоактивистка и запрещает убивать живых существ, то Геральт должен просто договориться с козерожком.
Ведьмак пытается уговорить сильвана просто уйти, но тот упорствует и начинается драка. На помощь козерогу приходят всадники — местные эльфы, которые связывают и Геральта, и находившегося неподалеку Лютика. Следует красноречивая сцена, где эльфийки яростно набрасываются на еду, пока остальные грузят зерно, фасоль, лен и рапс.
В свое время местных неказистых эльфов сильно раскритиковали фанаты книг. Они и впрямь выглядят менее эффектно, чем их сородичи во «Властелине колец» и похожи на индейцев.
Только фокус в том, что Сапковский, описывая безнадежное противостояние своих не знающих земледелия эльфов с людьми, опирался как раз на историю колонизации европейцами Нового Света, которые оттеснили, загнали в резервации и уничтожили местное коренное население. Так что тут, как ни странно, дух книги и авторский замысел сохранен.
Эльфийка Торувьель издевается над связанным Лютиком, а потом разбивает его лютню. Взбешенный Геральт в ответ проводит хук головой. Козерожек Торкве уговаривает эльфов успокоиться и не трогать ведьмака и барда, но от немедленной расправы их спасает местный эльфийский князь Филавандрель. В сериале его играет знаменитый Даниэль Ольбрыхский.
Впрочем, Филавандрель не собирается их щадить, ведь Геральт и Лютик опасные свидетели. Ведьмак говорит все, что думает о жалком положении эльфов, о бессмысленной изоляции и гордости, которая не дает им договориться с людьми, о нежелании признать перемены, и о том, что он, Филавандрель, ведет свой народ к гибели.
В ответ эльф заявляет, что они ничего не воруют у людей, а лишь берут свое, ведь когда-то Дол Блатанна — долина цветов принадлежала им, а люди отняли ее и обрекли их на голодную смерть.
Геральт предсказывает им, что однажды они пойдут в свой последний бой, чтобы умереть с достоинством, так как ничего другого им не остается. Филавандрель даже не спорит, собираясь покончить с обеими приятелями, а заодно и с Торкве, который отчаянно их защищает. Но Геральта и Лютика спасает чудо — появление Девы Полей, которой и оказывается загадочная Лилле.
Дана Меабдх, местная богиня плодородия, дух природы, заставляет эльфов одуматься без слов, телепатически утешает эльфов, которые уговаривают ее пойти с ними, говорит о надежде и о вечном обновлении. Напоследок Торувьель дарит Лютику свою лютню, а Филавандрель добавляет, что возможно они встретятся еще раз, когда эльфы спустятся в долину ради последней битвы.
Это самый сильный момент рассказа, который поляки бережно сохранили, он действительно трогает до глубины сердца. А вот американцы начисто вырезали появление богини. Там эльфы отпускают Геральта и Лютика просто потому что он якобы тоже не человек, а значит их понимает. И это несмотря на его грубости в свой адрес — в рассказе-то эльфы были вне себя от ярости, потому что Белый Волк ударил их в самое уязвимое место, и им нечего было возразить. Без этой яркой кульминации рассказ просто теряет весь свой смысл. А ведь «Край света»— один из лучших рассказов о ведьмаке, я его очень люблю.
В финале серии Геральт и Лютик расстаются. Белый Волк на прощание говорит, что мир не исчерпывается людьми и эльфами, он гораздо больше и лучше. В рассказе же Геральт, Лютик и Торкве беседуют у догорающего костра о Деве Полей, судьбе эльфов и границах, которые не стоит переступать.
Вообще серия получилась очень душевной и всецело посвященной национальному вопросу, для Сапковского это одна из главных тем. Возможно поэтому сценарист объединил эти два рассказа — они оба посвящены трудностям ассимиляции иных существ в мире людей. Но есть и другая причина — обе истории отлично раскрывают Лютика, в этой серии он просто солирует. Збигнев Замаховский отлично передал и чувство юмора, и темперамент героя.
В общем, моя оценка: четыре с плюсом из пяти, балл отняла только за переделанную концовку «Вечного огня».
#ведьмак #вечный огонь #край света #ведьмак сериал #эльфы