Найти тему

, что такой

яркий и самодостаточный человек, во многом похожий на меня и моих партнеров, добровольно занимает вторичную позицию?» В этом не только большая загадка для клиента, но одновременно и предмет его гордости. Проиллюстрируем это примером из жизни.

Коуч сопровождала своего клиента в поездке на один из крупнейших заводов России. В процессе переговоров директор завода, услышав имя консультанта (до этого она привычно держалась в тени своего клиента), удивленно спрашивает: «Как, вы и есть та самая?! Я читаю ваши статьи и их собираю. Можете дать автограф?» Консультант даже расстроилась, что все внимание с бизнеса клиента в какой-то момент переключилось на нее. Но на обратном пути в самолете клиент отметил: «Здорово все получилось. Прямо как в том анекдоте» – и рассказал: «Папа Римский инкогнито прилетает в Азию, ему подают машину, и он спрашивает у встречающего: “Можно я поведу сам?” Ему отвечают, что так не принято. “Но здесь меня никто не знает”, – отвечает Папа Римский и садится за руль. Они едут очень быстро, нарушают правила, их останавливает полицейский. Видя за рулем Папу Римского, полицейский звонит своему начальству: “Я не знаю, кто пассажир, но водитель у него – Папа Римский”». «Представляете, – улыбнулся клиент, – что они теперь обо мне думают, если у меня такой консультант!»

Адекватное позиционирование консультанта предполагает отсутствие авторитарности, фокусирование на Другом. Сложнейшая задача для консультанта в таком диалоге – позволить проявиться себе как личности, понимая ценность другого человека и веря в его силы, не впадая в нарциссизм и не занимаясь саморекламой.

Важно сохранять свою позицию и понимать, что ставит цели и достигает их клиент, а коуч выступает лишь в роли «проявителя» и фасилитатора этого процесса.

Консультант исходит из представления, что клиент – сам лучший эксперт по своей проблеме, он имеет колоссальный потенциал: способен самостоятельно творить и действовать, искать и находить свой путь и идти по нему, несмотря на всевозможные сомнения. Коуч лишь содействует внутреннему поиску клиента и помогает ему найти путь к своим внутренним ресурсам.

Эффективное консультирование подразумевает контакт с клиентом без навязывания ему своего темпа, вербальную и невербальную подстройку к клиенту, выдерживание пауз в разговоре, уважение к молчанию клиента. И тогда становится возможным следовать за клиентом, но с «дистанцией в один шаг».

«Стоят дворцы, стоят вокзалы и заводские корпуса» – это результаты работы клиента, осязаемые и наглядные, а результаты усилий консультанта, что называется, не потрогаешь. Надо понимать, что клиент все это создал бы и без нас, а коуч в этом процессе созидания играет лишь роль стимула и поддержки, да и то с разрешения клиента.

Суть коучинга – в постоянной обратной связи, в прояснении и осознании картины происходящего. Коуч-консультант для клиента – своего рода «свет», «проявитель», «зеркало для героя». Поэтому личность консультанта должна быть адекватна масштабу личности клиента, чтобы тот видел себя в полный рост, а не пытался разглядеть свое отражение в карманном зеркальце.

  • * *
  • Может показаться, что перечисленные выше качества – и есть тот «набор ключей», который открывает «заветную дверь» в эффективный коучинг. Однако это всего лишь субъективный взгляд человека, имеющего определенный профессиональный опыт и прошедшего свой жизненный путь. Ведь мы отмечаем только то, что созвучно нашей личности, и проходим мимо того, что находится за пределами нашего восприятия. А слова «должен», «нужно», «важно» лишь выражают мою убежденность, что коуч-консультанту эти качества необходимы для работы с определенным кругом клиентов. Кто они, эти клиенты? Это Первые лица, которые начинали дело с нуля, а сейчас являются владельцами бизнеса и одновременно им управляют. Их компании – персонал-зависимые, в них велика роль личности руководителя и тех людей, с которыми он взаимодействует. Приведенный перечень качеств не является исчерпывающим даже для работы с этими клиентами, уж тем более он не может в полной мере характеризовать консультанта, который будет успешен в работе с другими людьми.

Прочитав эту главу, возможно, кто-то станет сверять перечисленные качества с консультативной классикой, искать подтверждения или, наоборот, несоответствия – оценивать правильность изложенного материала. А кто-то задумается: соответствует ли он сам образу «идеального» консультанта? Есть ли в нем эти качества? И начнет придирчиво сравнивать себя с этим «эталоном», «ставить галочки» – это у меня есть, а этого нет.

Такие реакции вполне закономерны и даже продуктивны в процессе чтения, но недопустимы в работе консультанта: если вместо того, чтобы сосредоточиться на клиенте, консультант концентрируется на себе, то разрушается сама логика коучинга.

Коучинг – живой творческий процесс. И сколько книг ни читай, сколько семинаров и мастер-классов ни посещай – понять, готов ли ты к работе, можно, лишь оказавшись один на один с клиентом. «Дорогу осилит идущий» – лучше начать действовать, чего-то не зная, но проявляя искренний интерес к клиенту, чем знать «как надо», но так и не отважиться сделать первый шаг. Что бы специалисты ни говорили, какие бы стандарты ни задавали, единственный, кто может судить о компетенции коуча, – это его клиент. Только он может сказать, было ли успешным это взаимодействие и стоит ли его продолжать. Эффективность коуча измеряется успехами его клиента.