Найти тему
Первый канал

Как одевали Анну Михалкову для роли в сериале «Вертинский». Рассказывает художник по костюмам

«Мы с ужасом представляли, как в сорокаградусную жару будем снимать Анну Михалкову в Будапеште во всех костюмах, пальто и шляпах, сшитых для осени, – вспоминает художник по костюмам Светлана Тегин. – Но сложилось так, что съемку сцен встреч Бурковской (героини Анны Михалковой) с Вертинским в парижском кафе перенесли в Петербург, где температура воздуха в то лето не поднималась выше 10 градусов Цельсия. Тут нам с Аней крупно повезло».

Анна Михалкова в роли Александры Бурковской
Анна Михалкова в роли Александры Бурковской

Рассказывает модельер и художник по костюмам Светлана Тегин:

– По сценарию появление Бурковской происходит в Одессе. К ней привозят Вертинского, который уверен, что его ждет казнь. Бурковская оказывается его поклонницей и помогает с билетом на пароход до Константинополя. Позже, в Париже, она советует ему уезжать из страны перед началом беспорядков и она же помогает ему вернуться в СССР из Шанхая. Бурковская – ключевая фигура в судьбе Вертинского. Она вызывает в нем страх и интерес, она притягательная и пугающая своими тайнами и холодными «мыргающими» глазами.

Когда я делала военный костюм для сцены в Одессе, исторический консультант проекта Джон Шемякин снабдил меня информацией о том, какую форму могла заполучить тогда Бурковская и как она могла выглядеть. Мы сшили форму по английскому образцу из шерсти сине-серого цвета британского производства. Ане очень шла форма. Под китель, затянутый на талии ремнем, полагалась белая рубашка со стойкой. Брюки галифе должны были заправляться в кожаные сапоги. Вот в таком виде предстояло сниматься в 35 градусную жару в вагоне поезда. Вагон был ровесником октябрьской революции со всеми вытекающими последствиями. Необходимый для этой сцены дым, который напускали в вагон перед каждым дублем, так и норовил выбраться наружу. Поэтому окна и двери вагона плотно закрывались. К полудню вагон казался раскаленной консервной банкой, наполненной дымом вместо воздуха. Я поразилась актерской выносливости, ведь в отличии от нас, они были одеты в форму из шерсти, сапоги, на них был грим, усы и парики. Лично у меня в этом вагоне все плыло перед глазами, а им приходилось после команды «мотор!» сосредотачиваться, входить в роль, произносить текст, к которому у нашего режиссера и сценариста было особенно трепетное отношение.

Мы с ужасом представляли, как в сорокаградусную жару будем снимать Анну Михалкову в Будапеште во всех костюмах, пальто и шляпах, сшитых для осени. Но сложилось так, что съемку сцен встреч Бурковской с Вертинским в парижском кафе перенесли в Санкт-Петербург, где температура воздуха в то лето не поднималась выше 10 градусов Цельсия. Тут нам с Аней крупно повезло.

Анна Михалкова на съемочной площадке сериала
Анна Михалкова на съемочной площадке сериала

Режиссер с оператором-постановщиком хотели чтобы агент разведки Бурковская, встречаясь с Вертинским в Париже, меняла наряды и шляпы в каждой сцене. Внешний вид героини мог быть не адекватным утренней обстановке в кафе. Если учесть опереточное прошлое персонажа, то начинает вырисовываться совершенно очаровательный образ, на грани фола. Задача стояла и в том, чтобы в деталях костюма Бурковской выйти за пределы понятия гармонии и это было для меня самым сложным. Моему глазу гораздо проще с пропорциями золотого сечения.

Анна Михалкова в роли Александры Бурковской
Анна Михалкова в роли Александры Бурковской

Особенно тяжело пришлось с костюмом цвета ультрамарин. Именно такой цвет костюма виделся режиссеру и оператору для одной из сцен в кафе. С этим цветом костюма должен был идти оранжевый головной убор и фиолетовый шарф. Персонаж должен был быть заметным ярким пятном. Я купила ткани трех заявленных цветов, но когда мы раскроили костюм, я пришла в отчаяние. Я не могла даже смотреть на это сочетание. И дело было не только в цвете, но и в выборе фактур материалов. Кроме ярких цветов я ничего не видела. Образ не складывался. Костюм уже утвердили и от этого мое отчаяние только усиливалось. Тогда меня спасло две вещи: моральная поддержка нашего исторического консультанта и найденный мной на работе отрез синей ткани другой фактуры. Десять лет под столом отрез ждал этого момента. Насыщенный синий шанжан с черным отливом переливался, да и шелковистая поверхность с абстрактными разводами оказалась очень кстати. К тому времени я уже привезла из Парижа винтажные шляпы, купленные у мадам коллекционерки. Одна из них, плоская черная фетровая шляпа с проволокой по краям, которая загибалась и делала край неровным, сразу задала тон костюму и образ наконец сложился. В сочетании с большой черной шляпой костюм понравился актрисе и был утвержден режиссером. Более того, вместо фиолетового нашейного платка, был утвержден нежно-розовый. Глаза перестали болеть, глядя на этот диковатый набор, образ получился острым, словно сошедшим со страниц комиксов Бидструпа. Бурковская смотрелась ярким пятном в кафе, как это и задумывалось. Большая шляпа на актрисе казалась огромной. Нелепо надетая набок и украшенная черной вуалью, очень усложняла работу операторов. Тут надо сказать, что надеть шляпу набок я решила непосредственно перед первым кадром. На примерках она была надета горизонтально и не так меня раздражала. Я десять раз пожалела об этом решении и слушая возгласы операторов, очень переживала. Только намного позже, увидев сборку материала съемки я поняла, что это решение было единственно правильным.

Анна Михалкова в роли Александры Бурковской
Анна Михалкова в роли Александры Бурковской

Продумывая костюмы для четырех сцен встреч в кафе, я решила, что Бурковская будет примерять на себя разные роли. Все-таки агент разведки с театральным прошлым. Она предстает перед Вертинским то в образе английской учительницы, то австрийской дамы, то француженки -любительницы импрессионистов, то итальянки с пристрастием к мотоциклам.

Анна Михалкова в роли Александры Бурковской
Анна Михалкова в роли Александры Бурковской

Английская дама была одета в жакет из шерсти в мелкую клетку цвета хаки, бежевого и темно-сливового, с бархатным бордовым воротником. Образ завершали белоснежное кружевное жабо и шляпа того же хаки с вуалью. Австрийская дама в полупальто цвета охры в крупную бордовую клетку, синюю бархатную юбку, синий котелок с желтым пером, отсыл к тирольской шляпе. Образ французской дамы я уже описала выше. Это тот самый синий костюм с огромной черной шляпой, которая понравилась бы Тулузу Лотреку. Бурковская в образе итальянки, любительницы быстрой езды, одета в темно-серую юбку-брюки, кожаный черный жакет, затянутый ремнем на талии. На голове у нее чалма бордового цвета с черной вуалью. В таком виде она дает наставления Вертинскому, садится на мотоцикл и уезжает в неизвестном ему направлении.

Анна Михалкова в роли Александры Бурковской
Анна Михалкова в роли Александры Бурковской

#анна михалкова #светлана тегин #кино #сериал #первый канал #телевидение #за кадром #костюмы в кино #премьера #вертинский