Найти в Дзене
кранцы за борт

Север, мороз, шторм

Оглавление

Выход на боевую службу трех больших противолодочных кораблей КСФ « Вице-адмирал Дрозд», «Адмирал Макаров» и «Смышленый» начался в первых числах января. Северная Атлантика и моря за Полярным кругом зимой - это холод, шторма и яркие, с кулак, звезды на небе. Иногда было и северное сияние, в основном в виде зеленых облаков. Корабли покрылись коркой льда.

Примерно так выглядели наши корабли. Фото из открытого источника https://clck.ru/Z8uqw
Примерно так выглядели наши корабли. Фото из открытого источника https://clck.ru/Z8uqw

Ревущие сороковые

Корабли КСФ проходили в Атлантический океан между Фарерскими островами и Исландией. Одной из задач надводных кораблей в то время была проводка подводных лодок скрытно в океан под килем, чтобы цель на экранах вражеских акустиков сливалась.

Однако, когда вошли в Бискайский залив океанский шторм совсем озверел и буянил во всю. Корабли во время сильного волнения задраивались наглухо, на палубу никто не выходил. Мой однокашник, сигнальщик, пригласил меня на сигнальный мостик посмотреть на океан. Этот пост выше ходового и имел иллюминаторы, которые были только в помещениях надстройки.

Внутри корабля мы не видели ни чего, только ходили ноги циркулем. По коридорам, а кое-где на приборах, висели макароны по-флотски. Такие толстые трубки (на гражданке таких не встречал)в печеночном паштете. Несмотря на то что корабль много после модернизации ходил по морям не все переносили качку одинаково хорошо.

Океанская волна в Бискайском заливе. Фото из открытых источников https://clck.ru/Z8umZ
Океанская волна в Бискайском заливе. Фото из открытых источников https://clck.ru/Z8umZ

Амплитуда качки в сигнальном посту были самая большая, но виден горизонт и штормовой океан открылся во всей красе. Океанская волна высокая и период ее больше, поэтому, несмотря на то что наш корабль 149 метров, а другие еще больше, вода играючи качала нас. Когда корабль с вершины волны баком уходил в яму между двумя пиками, форштевень разрезал воду и зеленая волна захлёстывала иллюминаторы. Такой завораживающей красоты морской воды больше не встречал.

Боевая служба началась

После выхода из района штормов Бискайского залива пришлось всему экипажу сбивать лед и корабль стал выглядеть потрёпанным. Однако служба есть служба, слева по борту находилась в испанском порту Рота военно-морская база НАТО. На выходе из нее мы обнаружили ПЛАРБ в надводном положении. Лодка погрузилась и, как объясняли акустики, наш корабль еще полчаса ее вел. Затем она выпустила имитаторы и исчезла с экранов. Но такое время надежного контакта для нашего комплекса подтвердило его высокое качество и уничтожить лодку было бы вполне решаемая задача для БЧ-3.

Наши три корабля после сдачи задач изготовились на боевую службу. Фото из личного архива.
Наши три корабля после сдачи задач изготовились на боевую службу. Фото из личного архива.

Полностью проверить характеристики гидроакустического комплекса удалось на входе в Гибралтар. Не нарушая границ, в нейтральных водах Атлантического океана, перед входом в него мы опустили буксируемую антенну и сутки сидели по боевой тревоге по постам. Зато никто не опознанным в Средиземное море и из него под водой в это время не прошел. Самолеты НАТО роились над нами и мы их сопровождали пушками (ракетам нельзя в мирное время).

Через сутки примерно пришел приказ снять наблюдение и идти в Средиземное море на якорную стоянку недалеко от порта Малага. Проход через Гибралтар проходил тоже при задраенных дверях и люках. Это обычная процедура прохождения узкостей за границей, чтобы никто не рванул вплавь в "свободный мир".