Некоторые заявления ряда федеральных чиновников о необходимости повышения тарифов на энергоресурсы и коммунальные услуги остались незамеченными широкой общественностью. Но почему тарифы растут быстрее, чем инфляция, а гнилые трубы почти не меняют? Комментирует первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин.
Министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин на недавнем совещании заявил, что региональные власти не в полной мере пользуются возможностью повышения тарифов на коммунальные услуги. Мол, предел им установили в 4%, а они повысили лишь на 3,1%. Из-за этого отрасль недополучила 90 млрд рублей. Перечислил глава Минстроя и её застарелые взаимосвязанные проблемы: высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, большие потери на сетях, низкая энергоэффективность и недофинансирование.
Да, советский запас прочности в ЖКХ истек, износ инженерных сетей в стране превышает 60%, а в некоторых регионах более чем на 70%, по отдельным видам, например, канализации – в отдельных случаях – на 80%. Обновление в среднем не превышает 2% в год при необходимых 4–5% минимум. То есть темпы замены старых гнилых труб не поспевают за обветшанием сетей. На их приведение в порядок необходимо свыше 4 трлн рублей. В этих цифрах сходятся и в Правительстве, и в Счётной палате, и в профильных комитетах обеих палат Федерального собрания.
Вот еще ряд красноречивых показателей: из 167 тыс. км теплосетей прямо сейчас надо менять 30%, ведь в них теряется 12,3% тепла. Из 584 км водопроводных труб нужно срочно перекладывать 43,5%, ибо утечки достигают уже 22,9%. Канализационных сетей в стране 201 тыс. км, из которых 45% тоже требует немедленной замены. Можно представить, в каких объемах нечистоты дренируют в землю и текут в водоемы, отравляя окружающую среду. При этом сейчас годовые темпы замены гнилых труб колеблются от 0,4% по водоотведению до 1,1% по водоснабжению.
Но даже региональные власти понимают, что резкий рост тарифов приведет к социальному взрыву. Денег у людей нет. Потому долги по ЖКХ и растут в России. Они уже достигли 1,4 трлн рублей, из которых две трети – вовремя не оплаченные населением квитанции. Куда ж еще повышать, если и действующие тарифы для народа неподъемны?!
Денег на замену труб в бюджете нет? Но как же так, господа? Ведь за последние 20 лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги росли в разы быстрее, чем индекс потребительских цен. Что же мешало проводить модернизацию сетей на эти собранные с населения сотни и сотни миллиардов за газ, свет, тепло и воду? Может, превращение ЖКХ (стратегической отрасли!) в доходный бизнес, куда ринулись жулики и аферисты различного калибра? Деньги-то они с населения исправно собирали, а потом уводили в офшоры, при этом коммунальные предприятия массово банкротились. А ремонтировать, модернизировать и менять никто ничего и не собирался.
Поэтому в бюджетах регионов, и тем более муниципалитетов, теперь катастрофически не хватает средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Получается замкнутый круг: средства в поддержание системы не вкладывались, резко повышать тарифы нельзя, они и так высокие, и трубы теперь менять не на что. Концессии? Частные инвестиции? Но весь постсоветский опыт уже наглядно продемонстрировал, для чего в сферу ЖКХ заходит частник.
Тем временем проблема уже принимает угрожающие масштабы. Только с сентября 2020 г. по август 2021 г. на объектах ЖКХ нашей страны произошло 80,4 тыс. аварий и инцидентов, 266 раз вводился режим «ЧС». И они будут лишь множиться, если ничего не менять. Тем более даже имеющиеся скудные средства на модернизацию инфраструктуры размазаны по бюджетам всех уровней и разным программам. Их сложно сконцентрировать и направить туда, где ситуация, что называется, уже на грани.
Стране нужен новый нацпроект по модернизации коммунальной инфраструктуры. И деньги на его реализацию есть. Сейчас в Фонде национального благосостояния уже накоплено около 14 трлн рублей. Правительство планирует к 2024 году довести его объем почти до 23,5 трлн. То есть, фактически ещё один федеральный бюджет будет лежать в кубышке. И 4 трлн на замену ветхих труб ее точно не разорили бы.
Еще одна важная мера, без которой наведение порядка в отрасли не будет эффективным – национализация ресурсоснабжающих организаций и предприятий ЖКХ. Ведь их бесперебойная работа – вопрос национальной безопасности. Эти структуры должны быть либо в государственной собственности, либо в муниципальной. Доверять частнику свет, тепло и воду в огромной стране, где холодное время года длится до семи месяцев и более, просто чревато самыми тяжелыми последствиями, что и подтверждается количеством коммунальных аварий.
И еще. В условиях непрекращающегося роста цен и массового обнищания населения государство просто обязано заморозить тарифы на воду, тепло, газ и свет – как минимум, до окончания пандемии. И фракция КПРФ в Госдуме предлагала сделать это еще полтора года назад! Отремонтировать коммунальные сети нужно за счет федерального бюджета и средств ФНБ. Каждый многоквартирный дом с централизованным отоплением оборудовать счетчиком тепла (опять же за бюджетные средства), чтобы жильцы платили только за потребленные гигакалории. А регионы и муниципалитеты пусть возьмут под жесткий контроль работу предприятий и организаций жизнеобеспечения. Перекладывать проблему гнилых труб на население и оставлять его один на один с алчными дельцами от ЖКХ недопустимо!
Новый 515 номер: https://msk.kprf.ru/2021/11/29/196395/
ВК: https://vk.com/pravdamoskvy
Одноклассники: https://ok.ru/group/66497249411109
Facebook: https://www.facebook.com/pravda.msk
Telegram: https://t.me/pravdamos
Скорее подписывайтесь и расскажите друзьям и соседям!
СМИ созданное Московским городским комитетом #КПРФ для трудящихся!