Крупнейшими группами среди тюркских народов являются кипчаки, карлуки и огузы. Последние делятся на азербайджанцев, турков и туркмен, а также еще несколько менее значительных этносов, не имеющих собственного национального государства. Иными словами, народы, о которых сегодня пойдет речь, также близки по духу, языку и культуре, как русские и белорусы, сербы и черногорцы, чехи и поляки.
Они даже называют друг друга братьями и говорят, что мы одна нация, но два государства (bir millet iki devlet). Но чем же они в таком случае отличаются и почему живут в разных странах?
В 11-м веке из среды огузов вышли турки-сельджуки – древние прародители турков и азербайджанцев. В 1020-х годах они форсировали реку Амударью и вскоре захватили весь Ближний Восток. Так была создала огромная Сельджукская империя, которая тянулась от Средиземного моря до Афганистана.
Экспансия этой великой державы, все же, тяготела на запад. Там была торговля с богатыми странами, там находился центр исламского мира. Поскольку изначально эти люди были кочевниками, они географически тяготели к тем местам, которые были пригодны для скотоводства. Это были Центральная Анатолия и историческая область Азербайджан.
Именно в этих двух регионах в дальнейшем возникло несколько сильнейших тюркских государств – Румский султанат, который, правда, вскоре стал дробиться на княжества-бейлики; Османская империя, всемирное мусульманское государство; могучие державы с кочевым началом Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, государство Сефевидов в Иране.
В этих же регионах сформировалось этническое ядро двух современных тюркских наций. Западные сельджуки, которые позже приняли имя османов, а затем стали называться турками, впитали в себя анатолийских греков, армян, всевозможные кавказские этносы, балканские народы и даже крымских татар из-за моря.
С другой стороны, восточные сельджуки ассимилировали кавказских албанов, иные горские народы, в основном, аварцев и лезгин, персов (татов) и многочисленные иранские этносы, вроде талышей и еще много кого. Их этнической основой являются древние мидяне, которые создали обширную азиатскую империю за несколько столетий до возникновения персидского государства.
На основе двух близкородственных групп тюркских племен возникли два цивилизационных пространства, которые приняли разные версии исламской религии и не раз сходились друг с другом на поле боя, отстаивая собственные имперские интересы. Нынешние азербайджанцы и турки отдают почтение своим славным предкам, но считают, что прошлое не должно мешать дружественным отношением среди братских народов. Они стремятся подчеркивать то, что их сближает, а не то, что разделяет. Не зря ведь возникла поговорка – два государства, но один народ.
А сходств между ними действительно больше, чем различий. Начиная с практически идентичного языка, который отличается только произношением и некоторыми словами в области науки и техники. В каждом из двух государств больше всего любят весенний праздник новруз, который напоминает им об общем персидском наследии. И в религиозном смысле соседи стали сближаться – все больше азербайджанцев предпочитает переходить в суннитское течение ислама. Даже бакинская мечеть Ашура – один из старейших действующих мусульманских храмов в Азербайджане, является именно суннитской.
В остальном можно сказать, что в Азербайджане больше персидского влияния (в сельской местности) и русского влияния (в городах). Тогда как в Турции преобладает арабское, греческое и западноевропейское влияние. Это все проявляется визуально и в некоторых культурных моментах. Но все равно, можно сказать, что если турок поедет в Азербайджан, а азербайджанец – в братскую Турцию, они привыкнут к новому месту за пару недель.
#турки #азербайджанцы #иран