5 декабря 1620 (а по другим данным 1621) года родился протопоп Аввакум Петров, несгибаемая личность, идеолог раскола и один и автор одного из величайших русских литературных памятников. Несколько фактов о нём.
- Аввакум отличался прямым характером и крутым нравом. Он без боязни обличал как «неправды» начальства, так и недостаточно благочестивый образ жизни своей паствы. За это он не раз терпел побои. Однажды воевода Шереметьев приказал бросить его в Волгу за отказ благословить сына (Аввакум отказался это сделать, так как младший Шереметьев сбрил себе бороду).
- О том, как далеко заходил Аввакум в борьбе с соблазнами своей паствы говорит его расправа со скоморохами: «Придоша в село моё плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле».
- Мать женила Аввакума, когда ему было 17 лет, а его невесте, Анастасии Марковне, 14. В семье было 8 детей, двое из которых умерло в скитаниях во время ссылки. Она стойко переносила все лишения вместе с мужем, который называл её «помощницей ко спасению». Однажды, когда она спросила супруга, «Долго ли муке сея, протопоп, будет?», он честно сказал: «Марковна! До самой смерти». – «Добро, Петрович, ино ещё побредём», – ответила она.
- Царь Алексей Михайлович поначалу приблизил к себе Аввакума, одного из одарённейших и образованнейших людей своего времени. Но протопоп не мог принять церковной реформы патриарха Никона, горячо отстаивал старые обряды и сначала оказался в опале, а затем отправился в сибирскую ссылку.
- В сибирской ссылке Аввакум продолжал обличать «неправды», на сей раз Нерчинского губернатора Афанасия Пашкова, отличавшегося самодурством и жестокостью. Однажды мятежный священник получил 72 удара кнутом и был брошен в острог. Подводя итог ссылке, он писал о Пашкове: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; бог разберёт в день века». Путь из ссылки домой занял три года.
- Когда протопоп вернулся в Москву, царь принял его ласково, в надежде, что он образумится. От него, по сути, требовалось лишь не демонстрировать открыто приверженность старым обрядам. Но Аввакум был непоколебим, и снова оказался в опале, затем в заключении и, наконец, был лишён сана.
- О жизни в одном из своих заключений Аввакум писал с мрачным юмором: «Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно», «Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил – и батошка не дадут!»
- После расстрижения Аввакум вместе с несколькими единомышленниками 14 лет провёл в земляной тюрьме Пустозерска на хлебе и воде. Он не только не смирился, но и продолжал рассылать дерзкие грамоты и послания, в том числе и адресованные царю.
- «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в заточении – первая автобиография в русской литературе и первая отечественная книга, написанная простым разговорным языком. В ней Аввакум, в частности, совершенно не стеснялся крепких выражений.
- Протопоп Аввакум был приговорён к смерти уже при царе Фёдоре Алексеевиче, причём не за ересь, а за «великие на царский дом хулы». 24 апреля 1682 года он был заживо сожжён в срубе вместе с тремя единоверцами.
Самая точная, на мой взгляд, характеристика Аввакума дана в стихотворении Ярослава Смелякова:
Мятежный пастырь, книжник дикий,
Он не умел послушным быть,
И не могли его владыки
Ни обломать, ни улестить.
Попытки их не удавались,
Стоял он глупо на своём,
Хотя они над ним старались
И пирогом, и батогом.
В своей истории подробной
Другой какой-нибудь народ
Полупохожих и подобных
Средь прародителей найдёт.
Но этот — крест на грязной шее,
В обносках мерзостно худых —
Мне и дороже и страшнее
Иноязычных, не своих.
Ведь он оставил русской речи
И прямоту и срамоту,
Язык мятежного предтечи,
Светившийся, как угль во рту.