Найти тему

Особенности развития переходных экономик

самоуправление как антипод государственной формы управления; _ полное отмирание государства как аппарата насилия на 2-ой фазе общественного развития. Реализация марксистской концепции экономического звития сопровождалась значительными теоретическими членениями и модифицировалась в марксистско-ленинскую теорию построения социализма, которая включала следующие этапы. Политика "военного коммунизма" (В.И. Ленин со временем признал ее не только вынужденной, но и ошибочной) была направлена на упразднение рыночных отношений, частной собственности и классов, на переход к непосредственному продуктообмену через государственные органы.

Новая экономическая политика (НЭП) внесла в теоретическую концепцию существенные коррективы, и прежде всего признание: —рыночных форм (товар, деньги, цена, кредит, финансы и т. п.); —двух форм собственности (государственной и кооперативной); —двух классов (рабочих и крестьян, а интеллигенции как прослойки); — государственной формы управления с участием народа. Черты командно-административного социализма: тотальное господство государственной собственности (даже колхозно-кооперативная собственность, провозглашенная Конституцией, утратила черты кооперативной и была огосударствлена); - централизованное регулирование всех связей государством (директивное централизованное планирование от достигнутого); искаженные рыночные отношения (цены, зарплату, Роцент за кредит, ренту и т. п. устанавливает государство); прямое распределение ресурсов; тотальное государственное управление по принципу есткой иерархии, на вершине которой находится партийная бюрократия

Распределение осуществляется по воле государства которое не может определить удельный вес индивида в об щественном результате экономической деятельности (хотя зарплата представляется формой распределения по количе ству и качеству труда). Как следствие, в процессе революционных изменений произошло тотальное огосударствление экономики, политики, идеологии и других форм общественного бытия. Кризис командно-административной системы стал проявлением обострения противоречий, порожденных и накопленных ею, которые она не смогла разрешить