Экспедиция Ивана Бухгольца – один из эпизодов долгого и тяжелого освоения Сибири. Петр I послал его в Тобольск с наказом собрать отряд, основать несколько крепостей по Иртышу и наконец добраться до золотоносного Еркета. Правда, цель этой миссии даже сегодня выглядит как нечто фантастическое: от Тобольска до города Яркенда (или Шачэ), который находится в китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе, около 3 тысяч километров по прямой. Кроме того, в те годы на этой территории находилось воинственное и обширное Джунгарское ханство, которое успешно вело бои с маньчжурской империей Цин и поддерживало отношения с откочевавшими за Волгу калмыками. Пока может быть многое не понятно, но с уверенность можно сказать, что дело было не из простых. Чем же закончилась эта история, обсудим сегодня.
Итак, для начала было бы неплохо понять, зачем вообще нужна была эта экспедиция? Есть данные, что ещё в 1628 году первый царь из рода Романовых Михаил Фёдорович собирался построить крепость в месте соединения Оми и Иртыша. Она нужна была для обороны завоёванных Россией земель от набегов кочевников. Однако на деле осуществить эту задумку не удалось - в стране, только отошедшей от Смутного времени, было еще недостаточно ресурсов.
Но идею защиты границ и дальнейшего продвижения на восток российские цари не оставляли. Вернулся к этому вопросу и Пётр I. С 1710 года в Тобольске формировались отряды для похода к Северному-Ледовитому океану, в Среднюю Азию и на Дальний восток. Ответственным за обследование этих неизведанных территорий был назначен якутский воевода Траурнихт, а за формирование отряда отвечал полковнику Ельчин.
Тогда же туда отправили близкого сподвижника Петра I подполковника Ивана Дмитриевича Бухгольца. Именно ему следовало провести экспедицию в малую Бухарию (Джунгарию).
Тут следует ответить еще на два вопроса.
Вопрос первый. Кем же был исследователь?
Иван Дмитриевич - представитель дворянского рода, который почему-то мало изучен. Известно лишь, что происходили они из обрусевших немцев. Кстати, фамилия его на самом деле звучала как «Бухолц», но в обществе больше прижился вариант «Бухгольц», так и стали его записывать даже в официальных документах.
Иван родился в 1672 году. В 17 лет он пошел служить в армию, что было для его семьи делом обычным: на тот момент все его братья уже были военными, причем одними из первых, кого приняли в так называемые «потешные» полки Петра I, ставшими в дальнейшем основой русской регулярной армии. Иван Бухгольц попал в лейб-гвардию Преображенского полка и своим участием в военных походах сумел расположить к себе государя.
Вопрос второй. Зачем нужны были эти исследования?
Ответ, конечно, на поверхности: прежде всего такие экспедиции проводились, чтобы увеличить благосостояние государственной казны, к тому же в самом разгаре было Северная война, а это дело не из дешевых. К тому же постоянное расширение территорий стало настоящей традицией русского государства, начатой еще в 14 веке. Третьей причиной был живой интерес царя Петра ко всему неизведанному, в том числе он очень интересовался золотыми запасами на юге Сибири. Конечно, немаловажный причиной была и защита территорий от возможных нападений с востока, для чего требовалось как можно лучше разведать земли и установить на них крепости и поселения. Это основные, но были поставлены и другие, менее значительные задачи.
К готовящемуся отряду Бухгольца присоединились еще семь офицеров. Среди них особо стоит выделить майора Вельяминова-Зернова, будущего коменданта Омской крепости и руководителя строительства Ямышевского оборонительного укрепления. Всего основная команда экспедиции насчитывала 20 человек, а боевой отряд планировалось забрать из Тобольска.
В Тобольск Бухгольц прибыл 13 ноября, ожидая, что отряд будет или уже готов, или буквально на последних стадиях. На деле все оказалось совсем не так, и он целых восемь месяцев потратил на поиск подходящих участников. Дошло до того, что пришлось брать с собой совсем юных и неопытных солдат, которые даже орудие правильно держать не умели. Еще семь месяцев ушло на организацию экспедиции, в частности на обучение рекрутов и их грамотное снаряжение.
По итогу только к лету 1715 года были сформированы 3 полка: Московский, Санкт-Петербургский и Драгунский. Не откладывая больше времени на сборы, Бухгольц начал поход 30 июня. Отряд выдвинулся на 32 дощаниках и 27 больших лодках, следом на таких же суднах шел отряд купцов с товаром.
К 24 июля они добрались до Тары, где получили 1500 лошадей для драгунского полка и новых, теперь уже совсем не обученных рекрутов. Из писем самого Бухгольца мы знаем, что в его отряде на тот момент было 2795 человек.
1 октября отряд прибыл к берегам Ямышевского озера. К 29 октября там заложили крепость, а уже 9 ноября она была фактически готова. На территории разместили артиллерийский острог и казармы, вокруг были поставлены защитные надолбы.
Тогда Бухгольц, глядя на своих товарищей, стал приходить к мысли, что им всем совсем чужды идеи этой экспедиции. К тому же большинству из них не доставало опыта и житейской мудрости. Из-за всего этого успешное завершение операции казалось все дальше и дальше.
Зимовали они в Ямышове. К тому моменту некоторые участники отряда стали сбегать, Бухгольц просил о подкреплении. Царь распорядился отправить к отряду еще рекрутов, но было поздно.
В ночь с 8 на 9 февраля 1716 года отряд из племени джунгар, не привлекая с себе лишнего внимания, обошел караул, отогнал лошадей и пошел штурмовать крепость. Им удалось захватить часть продовольствия, но крепость Бухгольца не сдавалась. Осада крепости переросла в блокаду. Гонцов, которых отправляли за подкреплением, брали в плен, обозы с продовольствием грабили. Весной добавилась эпидемия сибирской язвы, которая уносила по 30 человек в день, а врача и аптеки в крепости не было.
Первая зимовка отряда Бухгольца стала для них и последней. Основные потери русских солдат были не от орудий неприятеля, а от голода и болезней – из 3 тысяч человек до конца осады дожили лишь 700. К тому же за время осады было потеряно несколько обозов с припасами и деньгами – они достались джунгарам. В плане поиска золота экспедиция, само собой, стала неудачной. Скорее даже, убыточной.
Первая Омская крепость, в которой и располагался отряд Бухгольца, до наших дней не сохранилась. На этом месте сегодня находится горсовет и сквер, это территория между улицами 10 лет Октября и Лермонтова.
Чем же можно подытожить? Иван Бухгольц сделал огромный труд, действительно хотел принести пользу царю и государству, но все оказалось напрасно. Но его действия нельзя считать бессмысленными, ведь именно он положил начало истории приграничного края. И Омск на долгое врем стал военным городом, призванным не пускать неприятеля вглубь страны, что способствовало освоению бескрайних сибирских просторов.