Найти тему

Рассказ о строгом настоятеле собора и хитрых семинаристах

Первая неделя Великого поста. Фото- roslavlep.ru
Первая неделя Великого поста. Фото- roslavlep.ru

Служил в одном городском соборе батюшка-настоятель. Был он как великан, с черной густой бородой, глубоким басом и ревностным отношением к своему служению. Доброй души был человек, но была одна маленькая проблема. Как только батюшка переступал порог своего храма, то становился просто деспотом. Работники храма и служащие священники старались лишний раз не попадать ему на его глаза, чтобы не получить какое-нибудь замечание. И не сказать, что батюшка ругался, но его мощный внешний вид, с грубым голосом в сочетании акустики храма создавали впечатление, что настоятель постоянно всем недоволен и вечно ругается. Был даже случай один. Привела бабушка–прихожанка свою маленькую внучку на вечернее богослужение. Девочка ни разу не была в храме и пугалась незнакомой обстановки. Когда дело дошло до помазывания верующих святым елеем, бабушка взяла внучку за руку и повела к настоятелю, который стоял в центре храма и кисточкой мазал лоб подходящих к нему прихожан. Девочка не понимая, куда её ведут, стала плакать. Когда они подошли к батюшке, то тот увидел заплаканное детское личико и решил приободрить ребенка. Густым громким басом, который разливался по всему храму, он прорычал: «Не плачь девочка, радуйся». Бедное дитя от такого чуть не присела со страху. Плакать девочка перестала, но и радоваться не спешила. Так и увела бабушка свою испуганную внучку из храма сразу после помазания.

И вот однажды руководство местной семинарии решило отправить во время Великого поста к нему на богослужебную практику трех семинаристов на исправление. Студенты есть студенты, не зависимо где они обучаются, хоть в ВУЗе, хоть в военной академии, хоть в семинарии. Есть примерные ученики, а есть разгильдяи. Самых злостных отчисляют уже в первый год, но есть такие, которые ходят по грани. Вроде и не примерные студенты, но и на применения крайних мер ещё не заработали. Таких пытаются воспитывать. Вот и наших студентов-семинаристов отправили на прохождение воспитательной работы. Во время поста службы длятся боле 4 часов и в будни молитвы сопровождаются земными поклонами - это когда при сотворении поклона люди становятся на колени и кланяются до земли (т.е. пола). Такие поклоны строго прописаны в уставе и в момент их совершения священник или диакон выходит на амвон и своим примером показывает, что пришло время поклонов. Заодно он отсчитывает их количество, что тоже регламентировано. С поклонами и связана эта история.

Семинаристы простояли в алтаре, глядя как настоятель совершает службу пару дней и загрустили. В богослужении они участие не принимали, в храме были свои пономари, которые помогали священнику во время службы, а молиться каждый день по 4-6 часов подряд навык у них ещё не сформировался. Вот и стали они потихоньку переговариваться, обсуждая свою учебную жизнь. Всё в рамках приличия, да место было выбрано не подходящее. Настоятель сделал им пару предупреждений, но это не на долго их остановило, они просто поменяли тему. Стали обсуждать не учебу, а особенности постового богослужения, считая такую тему богоугодной. На третий прокол горе-студентов батюшка осерчал и назначил нерадивым послушникам наказание по 100 земных поклонов. Хитрые семинаристы переглянулись, озорной огонёк засветился в их глазах, и они ушли в ризницу, в соседнее с алтарем помещение. Священник на это не обратил внимание. Через несколько минут под сводами храма прокатилось бух-бух-бух. Через несколько секунд такой звуковой эффект повторился, и повторился, и повторился… Настоятель в недоумении обратился к диакону: «Отец Виктор, глянь, что в храме твориться». Отец диакон вышел из алтаря, а уже через мгновения пулей влетел обратно. «Там семинаристы посреди храма поклоны земные кладут и весь храм вместе с ними».

И верно, семинаристы, получив послушание сделать сто поклонов, чинно вышли на середину храма и не спеша, размашисто крестясь, начали делать поклоны. Прихожане привыкшие, что из алтаря выходят священнослужители и показывают время поклонов, решили, что семинаристы подают им пример. Вместе со студентами они тоже прилежно стали молиться и кланяться. Настоятель был вне себя. «Верни этих идиотов обратно» - только и смог сквозь зубы сказать он диакону. Через минуту семинаристы, как ни в чем не бывало, без тени смущения стояли пред настоятелем. «Вы что там устроили?» «Выполняли ваше послушание» - спокойно отвечали ребята. Батюшко понимал, что они его провели, но технически были правы. Назначив послушание, священник не уточнил время и место выполнения наказания. Он был справедливым человеком и не счел нужным выводить их на чистую воду. «Стойте здесь, молитесь» - только и сказал он студентам. «Отец Павел, а поклоны делать?» - спросили хитрецы. «Нет, наделали уже, хватит» - уже спокойней сказал настоятель. Так и стояли семинаристы в алтаре на каждой службе, пока не закончилась богослужебная практика.

Я уже говорил, что батюшка был справедливым и добрым человеком. В конце практики он написал характеристику на студентов, где красочно и подробно описал какие они молитвенники и постники. Как проворно и добросовестно выполняют любое послушание, как внимательны к действиям и текстам богослужения, как четко подмечают все действия священника и прочее, и прочее. В общем, это самые лучшие студенты практиканты, которых он встречал на своем жизненном пути. Вот только в конце была приписка. Священник настоятельно просил руководство семинарии, чтобы больше к нему ни каких семинаристов не направляли. Штат собора и так переполнен, объяснял он, и найти послушание для семинаристов очень сложно. Пусть студенты едут туда, где их помощь просто необходима.