После окончания университета в нулевые пришла я работать в крупный агрохолдинг молодым специалистом – то есть в контору (офис по-нашему). Агрохолдинг принадлежал колоритной личности – пожилому мужчине в расцвете сил. В советское время по партийной линии его перевели из директоров школ в директора птицефабрики, а в девяностые по популярной схеме он ее и приватизировал.
Управлял он ею, и весьма успешно, вместе с двумя сыновьями. Продукция качественная – весь город ест до сих пор, хотя у руля остались только сыновья. Но вот автократом был просто в каком-то гипертрофированном виде. И вот какая история меня, молодого специалиста, живущего в свободном правовом государстве, шокировала. Шокировала с эффектом «то ли плакать, то ли смеяться».
Центральный аппарат управления холдинга находился в пригороде, а вот птичники, фермы, сельхозугодья, зернотоки и прочее – по четырем так называемым отделениям в сельской местности, каждое из которых включало в себя несколько деревень. Работниками ферм были местные жители. А директор любил на своей «Ниве» с водителем эти отделения объезжать и контролировать всё до мелочей. И вот при очередном визите как-то он узнал, что Петровы пьянствуют. Петровы – семья: муж с женой работают скотниками, дети ходят в школу (нет, дети с ними не пили).
Директор – за здоровый образ жизни и бесперебойное присутствие работников на рабочих местах. Он рассвирепел, нашел провинившихся Петровых, лично вставил втык и уехал. И решил взять это дело под личный контроль: приказал управляющему ежедневно докладывать ему – пьют Петровы или не пьют.
А Петровы пили. Директор рассвирипел еще раз, приказал привезти Петровых на территорию центрального управления и запереть на сутки в медпункте – отдельно стоящем здании. Там были кушетки, чтобы спать, кран с водой, чтобы пить и туалет. Охрана Петровых привезла и заперла. Да вот беда: конвоиры не знали Петровых в лицо. Приехали, спросили, кто Петровы? А там пол-деревни Петровы. Взяли первых попавшихся Петровых и увезли. Вы уже догадались, что это были не те?
Правда вскрылась через сутки: директор пришел беседовать с «арестантами». Хотела бы я видеть его выражение лица в момент встречи: на него робко смотрели молодые люди – мужчина и женщина, которые не понимали, что происходит, но стеснялись спросить. Очень стеснительные, очень: их берут, увозят за сорок километров, у них, кстати, дети остаются дома одни, запирают – а они только и делают, что стесняются. Директор сплюнул и велел отвезти их домой, без объяснений и извинений. Настоящих Петровых ему уже стало не нужно…
Ну что тут скажешь: это не только вопиющее нарушение личных границ, но и уголовщина. Таков был этот мирок: на эту работу люди из деревень молились, зарплата была высокая и вовремя, а эхо девяностых совсем еще не утихло. Поэтому директор – что барин у крепостных, и, видимо, он себя им и чувствовал. Поэтому тогда даже вопросов ни у кого не возникло «почему они не заявили в милицию или не подали в суд?» - все либо смеялись над комичностью ситуации, либо качали головами. Я тогда просто решила, что долго работать здесь не буду.
Мне всегда казалось, что эта история – экзотическая, и из тех «диких» времен. Но нет: слышали про «акцию» в магазине косметики известной сети? А это ведь совсем недавно было (года три назад, не больше). Об этом рассказала тогда актриса Ксения Алферова:
Случайно зашла в магазин. Мне помогала красивая, интеллигентная женщина... Меня удивило, что на правой щеке у неё красовалась огромная цифра «16», написанная синей ручкой! Я поинтересовалась, что это значит. И тут она вся как-то съёжилась, опустила глаза и, с трудом сдерживая слёзы, тихо проговорила, что эти цифры означают время окончания акции! Я остолбенела... Все продавцы ходили по магазину с цифрами на лице! Руководство компании заставляет своих сотрудников каждый день писать на лице цифры. Это что за ужас, клеймить своих сотрудников! Руководство, вы в уме?! Кто дал вам право унижать, обижать сотрудников?
В ответ в компании заявили, что цифры на лицах продавщиц - всего лишь весёлая предновогодняя акция, типа флешмоба, и сотрудники участвуют в ней исключительно по желанию. Ага, Петровы тоже не сопротивлялись.
Можно было бы поверить, но достаточно почитать отзывы сотрудников о руководстве этой сети:
- Маленькие зарплаты, ужасный график, практическое отсутствие выходных, постоянные штрафы (Омск)
- Директору всё равно, температура у тебя или ребёнок в больницу попал, но на работу ты должна выйти, иначе увольнение» (Новомосковск)
- Ответ на жалобы на низкую зарплату, на переработку и т. п.: «Дверь знаешь где? На твоё место куча людей придёт!» (Саратов).
Вот так, со времен моих Петровых прошло почти двадцать лет, а ничего не изменилось.
Удивляет со знаком минус и дискриминация на работе или при приеме на нее. Ладно, по полу или возрасту – это ужасно, но уже неудивительно. Но вот когда притесняют по национальности, цвету кожи, вероисповеданию – это за гранью. Один из сотрудников крупного российского предприятия выложил в сеть требования к сотрудникам своего руководства:
1.Все сотрудники должны пройти учебный курс «Основы православной культуры».
2. Все сотрудники, совершающие или способствующие совершению аборта, подлежат увольнению по сокращению с должности.
3. Все сотрудники, находящиеся в браке, но невенчанные, в случае если они не обвенчаются до праздника Покрова Божией Матери, подлежат увольнению в связи с сокращением их должности.
4. Вновь принимаемые сотрудники, если они находятся в браке, но не венчаны, должны обвенчаться в течение испытательного срока (3 месяцев).
Глупость руководителя, помноженная на чванство, порождает вот такие невероятные, мягко сказать, требования. И ведь сотрудники ведутся на это, исполняют и работают. Простите, хочется задать вопрос: «Кто не рабы? Рабы не мы?».
К чему это я: пока вот такие «барины» будут предаваться иллюзиям, что за забором очередь из жаждущих у них поработать, их отношение к миру не изменится. Нужно научиться отстаивать свои границы – ну не в средневековье ведь живем!
Если на предприятии есть профсоюз (даже если его существование – формально), надо обращаться туда и пытаться бороться с абсурдными требованиями работодателя, лучше коллективно. Профсоюз обязан вступить в переговоры с нанимателем. Уходите, боритесь, пишите заявления в прокуратуру. Пусть со временем выражение «очередь за забором» окажется пустым и бесполезным.
Другие наши статьи:
Врага нужно знать в лицо: правительство определило «границу бедности»
Как материальная помощь родителям влияет на финансовое благополучие
«Говорят, царь – не настоящий»: синдром самозванца, и как он влияет на Ваш доход
Зачем тренироваться на финансовом тренажере "CashGo" каждый день? Читайте здесь.
И конечно, заглядывайте в нашу группу вКонтакте.