Особо следует сказать о культурно-образовательной деятельности школьников в рамках образовательного туризма. О степени заинтересованности научной общественности в данной теме можно судить по количеству публикаций. Так, если в базе Google Scholar с 1950 до 2000 г. было размещено 18 публикаций по запросу «культурно-образовательная деятельность школьников», то только с 2000 по текущий, 2020 г. их уже 2070. При этом в реальности картина для России далеко не оптимистична. Проблема сел и малых городов — в нехватке активностей для школьников и молодежи, вследствие которых дети и подростки попадают в зависимость от алкоголя, табака, компьютерной и игровой индустрии и т.д.
В поисках новых ощущений и развлечений, в условиях постоянной занятости родителей, в отсутствие системы воспитания и единой воспитательной среды подрастающее поколение вынуждено занимать себя самостоятельно, и далеко не лучшим образом. Именно поэтому огромное количество подростков, подверженных зависимому поведению, приходится именно на малые города. Проблему эту как раз и мог бы решить образовательный туризм [Аршинова, Кузнецова, 2018]. Существующей в стране системе школьного образования необходимо предоставить возможность свободно развиваться. Одним из таких ресурсов и может стать культурно-образовательный туризм в школе. Реализовывать его можно посредством сетевого взаимодействия образовательных, культурных учреждений — объединения их возможных ресурсов, а также повышения качества подготовки специалистов, эффективности реализации образовательного процесса за счет высвобождения финансовых средств и получения дополнительных, использования материально-технической базы. Становясь образовательной 134 | Кузнецова Наталья Валентиновна технологией, туризм как важная составляющая культурно-образовательной деятельности в школе дает возможность объединять учебные предметы и жизнь. За пять последних лет образовательный туризм школьников стал стратегически важной государственной программой. Правительство РФ разработало и реализует множество целевых программ по развитию культуры и туризма, государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц. Целью подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. На основе Федеральной программы по развитию экскурсионнообразовательных туров разработан и активно реализуется всероссийский проект «Живые уроки». Цель проекта, предложенного Министерством культуры РФ и Российским союзом туриндустрии, — создание туристических маршрутов, интегрированных в школьное образование, «живая» визуализация учебных программ, что является одним из главных мировых трендов в подростковом туризме. Практически в каждом регионе России можно проводить образовательные экскурсии по истории, географии, биологии, литературе, физике, химии, математике и др. В музеях для школьников любого возраста проходят квесты, выездные уроки. На фестивалях, специализированных выставках, в парках открыто множество площадок, где можно погрузиться в ту или иную историческую эпоху, смоделировать условия жизни в каком-либо географическом регионе. С октября 2015 г. в музеях, например, Москвы и московского региона проводится олимпиада для школьников «Музеи. Парки. Усадьбы», способствующая не только повышению осведомленности школьников и их родителей, расширению кругозора, формированию общей картины мира у детей и развитию представлений о той или иной сфере знаний, информирующих о существовании того или иного музея, парка или усадьбы, но и повышению рейтинга школ, привлекающих своих учеников к такой новой форме контроля знаний как олимпиада в музее