Ультраправый журналист Эрик Земмур заявил о своём участии в президентских выборах в 2022 г. Ранее он был осуждён за расистские высказывания. Недопустимость подобного кандидата – один из немногих предметов консенсуса пропрезидентских и левых парламентских фракций. Однако очевиден тот факт, что правительство и официальные СМИ менее терпимы сегодня к левой, чем к ультраправой риторике.
Выдвижение Эрика Земмура на президентских выборах в следующем году было ожидаемо. Все его выступления во время предыдущих месяцев были тренировкой избирательной кампании и оттачиванием аргументов. Цель нового кандидата — «забрать власть у меньшинства, которое постоянно мучит большинство. А также у судей, которые идут на поводу у популистского правительства» (sic). Так он стал кандидатом на президентских выборах 2022 г. По крайней мере, потенциальным. Ведь пока неизвестно, сумеет ли он собрать необходимое для выдвижения своей кандидатуры количество подписей. Но возникает другой, ещё более важный для демократии вопрос. Можно ли считать нормальной ситуацию, когда человек, признанный виновным в разжигании ненависти и расовой дискриминации, претендует на должность главы государства?
Закон есть, только не применяется
Этот вопрос со 2 декабря будет обсуждаться в Национальной ассамблее в соответствии с запланированным графиком. На повестке предложение резолюции, направленной на то, чтобы положить конец широкому распространению такой риторики в публичных дискуссиях. «Мы требуем, чтобы вслед за законом о свободе прессы и законом Гэссо, направленном против подстрекательства к расовой ненависти и отрицания преступлений против человечности, был принят закон о запрете на участие в выборах всем лицам, осуждённым за расизм», – объясняет Фабьен Руссель. Кандидат в президенты от коммунистов станет инициатором такого закона в нижней палате Парламента Франции. Фабьен Руссель напоминает, что «данные правонарушения наносят вред единству нации и угрожают общественному порядку, а также правам и свободам других людей».
В частности, в тексте резолюции содержится призыв к министру юстиции «в рамках его ответственности за проведение политики в области уголовного правосудия разъяснить компетентным судебным органам практику применения закона» против виновных в преступлениях, предусмотренных статьёй 24 закона о свободе прессы. А также «рассмотреть возможность назначения дополнительного наказания в тех случаях, когда преступление отличается особым цинизмом или совершается повторно». «В законе уже предусмотрен запрет на участие в выборах за различные преступления. Например, коррупция, отмывание денег, хищение государственных денежных средств и т. д. Однако запрет также распространяется на авторов расистских, антисемитских, дискриминационных высказываний, касающихся половой принадлежности людей. Проблема в том, что как раз этот пункт практически не применяется. В моей резолюции речь идёт о необходимости применения этого закона в полной мере. Ничего больше», – подытоживает генеральный секретарь ФКП.
Не мнение, а преступление
«Мы разделяем выводы о распространении идей ненависти в публичных дискуссиях. Также мы соглашаемся с тем, что запрет на участие в выборах применяется довольно редко», – говорит Уго Берналисис, депутат от партии «Франция непокорённая» (ФН). Его фракция которого будет голосовать за резолюцию. Но считает «иллюзорными» возможности противодействовать Эрику Земмуру в его праве быть избранным. Дело в том, что суд ен вынесет оперативного решения по его делу. К тому же закон не имеет обратной силы. Более того, в настоящее время идёт судебный процесс в связи с его высказываниями о несовершеннолетних мигрантах. Суд должен вынести решение только 17 января. И в любом случае Земмур может обжаловать приговор.
«Я не знаю, помешает ли это ему претендовать на должность президента Республики. Но это позволяет нам обсуждать тему нашей верности институтам Республики. И заявить о нашем желании не допускать, чтобы они были запятнаны подобной риторикой. Напоминаю, что она является не мнениям, а преступлением», – полагает депутат от Социалистической партии (PS) Ламия Эль Аарахе.
Уже сейчас против Эрика Земмура распространяется кампания от Лондона до Марселя. Но его появление влечёт за собой риски. Они заключаются в возможности появления таких же кандидатов и их влиянием на политический климат. И возможно однажды кто-нибудь из них перейдёт от слов к делу. «Предлагаемая мной резолюция конкретно ни на кого не направлена, – уверяет Фабьен Руссель. – Я просто призываю к тому, чтобы публичные дебаты по случаю президентских выборов проходили без подобных высказываний». Кандидатам нужно напомнить о необходимости соблюдать правила Республики. Ведь если говорить о распространении данной риторики, то речь идёт далеко не только о Земмуре. Его кандидатура мало чем отличается от кандидатуры Марин ле Пен. «Некоторые убеждены в том, что им было бы неплохо объединиться для консолидации всех голосов этого политического спектра. Однако и так известно, что они поддерживают друг друга», – отмечает генеральный секретарь Центра мониторинга за ультраправыми группами Жозефин Дельрейра.
Рост националистического насилия
«Сравнение праймериз 2017 и 2022 гг. у правых показательно для иллюстрации фашизации ряда политических кругов. Сейчас внутрипартийные выборы проходят в контексте ультраправой риторики. При этом используется специфическая терминология и манипуляция навязчивыми идеями. В каком-то смысле это “заслуга” Земмура», – добавляет социолог Уго Палета, эксперт по ультраправым группировкам. «В течение последних двадцати лет исчезли многие цензурные ограничения», – констатирует он. Социолог полагает, что «принципиально важную роль сыграла исламофобия. Это она открыла дверь всем остальным формам расизма». А также действия «крайне немногочисленных, но очень реакционных представителей крупного бизнеса, объединившихся вокруг Венсана Боллоре». В создании такой атмосферы виноват и режим Макрона. Достаточно вспомнить серию принятых им законов, отражающих излюбленные темы ультраправых. А ещё атаки чиновников на «левацких исламистов» или «воук».
Фабьен Руссель бьёт тревогу: «Когда Земмур говорит о “великом замещении”, подразумевая наших соотечественников, он предоставляет свободу действий бесчинствующим ультраправым группировкам». «Это распространение национализма, – напоминает он. — Оно уже проявлялось в форме роста насильственных действий. В 2020 г. число актов агрессии в отношении мусульман увеличилось на 53 % по сравнению с 2019 г. А в 2019 г. было зарегистрировано на 27 % больше преступлений антисемитского характера по сравнению с 2018 г.».
Кандидат в президенты от коммунистов собирается призвать всех к ответственности, начиная с пропрезидентского большинства. В 2017 г. рассматривался закон «о доверии к политической деятельности». Тогда большинство проголосовало за поправку, одобренную исполнительной властью. Она касалась расширения практики «обязательного дополнительного применения» запрета на участие в выборах, предусмотренной в тексте документа. «Помимо наиболее тяжких преступлений и посягательств на общественные мораль и доверие, предлагаемая мера относится к фактам дискриминации, публичных оскорблений и клеветы, разжигания расовой, половой ненависти или в связи с сексуальной ориентацией людей. Правительство одобряет данную инициативу, включающую те нарушения, которые, на наш взгляд, наносят вред республиканским ценностям. Все депутаты должны разделять эту ответственность», – заявила тогда министр юстиции того времени Николь Беллубэ.
СМИ терпимее к ультраправым
В конечном счёте поправки, касающиеся преступлений в СМИ, были отклонены Конституционным советом. Он усмотрел в них «чрезмерное посягательство» на свободу слова. Сегодня депутат LaREM («Вперёд, Республика!») Ролан Лескюр предпочитает напоминать о том, что «сегодня сам судья может выносить подобный запрет». Поэтому «мы скорее победим Земмура с помощью голосования, чем подобными резолюциями». «Законодательный орган не должен заниматься урегулированием наказаний», – настаивает он.
В связи с этим есть предложение отдать предлагаемую резолюцию на обсуждение судьям. «Свобода слова является одной из самых ценных свобод в демократии. Однако она не может служить ширмой для высказываний, разжигающих ненависть с риском подорвать республиканский общественный договор под предлогом его защиты», – заявляют депутаты ФКП. «В действительности, в нынешнем публичном и медийном пространстве многочисленные ультраправые идеологи пользуются гораздо большей свободой слова, чем их оппоненты Мы имеем дело в высшей степени с асимметричной ситуацией», – отмечает Уго Палета.
Всё это лишний раз доказывает известный факт. Исключение из избирательной кампании Земмура должно стать делом всех политических сил на протяжении оставшихся до выборов четырёх месяцев.