«Образ Марлен Дитрих казался мне самым легким по стилистике. Его сделали избитым частые копирования эстрадных певичек. Мужской костюм с бабочкой, цилиндр, тонкие вздернутые брови, красная помада. Казалось бы, что может быть проще? – Размышляет модельер и художник по костюмам сериала «Вертинский» Светлана Тегин. – Но на первой же примерке брючных костюмов с бабочкой, жабо и маленькими шляпками, которые любила Марлен, Виктория Исакова превращалась, то в Зинаиду Гиппиус, то в Анну Каренину...»
Рассказывает модельер и художник по костюмам Светлана Тегин:
– Я была рада, что на роль Марлен была утверждена Виктория Исакова, глубокая драматическая актриса. Это сразу давало заявку на уход от банальности. Я дружу с Викой давно и меня всегда поражала степень ее погружения в людей, которых она любит. Она абсолютно боевой товарищ, который подставит плечо, бросится грудью на амбразуру, вынесет на себе из огня, будет защищать от любой несправедливости. В этом она очень «Марлен». Пожалуй, на этом все ее сходство с Дитрих заканчивается. Хотя есть еще одно – очаровательная костлявость, которой в сценарии восхищается Вертинский, но она наблюдается только в изящных кистях и коленках актрисы.
На первой же примерке брючных костюмов с бабочкой, жабо и маленькими шляпками, которые любила Марлен, Вика превращалась, то в Зинаиду Гиппиус, то в Анну Каренину. Полный провал! Вика – непревзойденная «drama queen» с ее аристократическими тонкими чертами лица, томным взглядом, чувственным ртом, длинной шеей, статью и покатыми плечами. Она – полная противоположность энергичной и порой даже резкой, стильно-сутулой Марлен. Вспомнилось, что Дитрих всегда хотела выглядеть более аристократично. Значит, можно искать тот образ, к которому она стремилась. Я стала пересматривать фильмы, принесшие ей известность «Голубой Ангел», «Шанхайской Экспресс» и «Марокко». Мне не хотелось цитировать знаменитые роли, я хотела найти зацепку: пропорцию, магическое формулу, которая поможет сделать превращение.
Я решила, что женственность в образе Марлен подчеркну перьями, мехами и перчатками. Ее перфекционизм – глянцевой поверхностью материалов. Ее строгость– силуэтами. Ее мужественность – элементами мужского костюма: белыми рубашками, фрачными жакетами-бабочками и шляпами. Плюс к этому, я выбирала для нее жесткие ткани, которые хорошо держат форму и силуэт, чтобы спрятать женственные формы актрисы. Так, ее костюмы в сценах на приемах, перед журналистами добавляют образу дивы мужественности и строгости, а в домашней обстановке она одета в струящиеся шелка, которые подчеркивают ее желанность. Дуня придумала Марлен гениальную манеру разговаривать. Наедине с Вертинским она должна была щебетать, а при журналистах или посторонних говорить поставленным низким голосом. Этот контраст я и подчеркнула пластической разницей тканей в ее костюмах.
В каждом эпизоде я делала акцент на силуэт и цвет платья. Меня предупреждали, что в кадре может оказаться только крупный план, и мы никогда не увидим костюм целиком, обувь, а уж тем более подкладку изделия. Но мне хотелось чистоты исполнения. Поэтому все мои костюмы сделаны с учетом хорошей посадки на фигуру, даже если предполагалось, что съемка будет ночная – с подкладкой, обувью, бельем, перчатками и так далее. Я была уверена, что все это поможет актерам в работе над ролью.
Оказалось, что в кино актрисы ведут себя иначе, чем в жизни. Даже во время подготовительного периода. Они пластичны и выносливы, когда этого требует подготовка к роли. Во время работы над костюмами Вика приезжала столько раз, сколько мне потребовалось. Иногда всей семьей, с мужем и дочерью, в единственный свой выходной за долгое время.
Мне не хотелось заменять натуральную ткань на искусственную там, где видна пластика материала, поэтому в костюмах Дитрих в основном я использовала натуральные ткани. За ними я отправилась за Италию на фабрики провинции Como. Поскольку бюджет был ограничен, я находила отрезы качественных тканей на стоковых складах и в итоге собрала роскошные материалы для всех героинь, практически не выйдя за рамки бюджета. Но были ткани, на которых я не могла экономить – они выглядели и стоили очень дорого. Например отрез ткани для Марлен с металлическими пайетками на 100% шелке был не только самым дорогим, но еще и самым тяжелым по весу.
Серия Марлен в Берлине 1930-х должна была быть в стиле арт-деко: все должно было быть графично, герметично и в холодных цветах. Такая тональная история, где одежда должна работать на контрасте со средой. Для этой серии я сделала для Дитрих черно-белые костюмы с довольно большими «мужскими шляпами», а для сцены, где Марлен танцует с Вертинским танго – костюм из тонкого шелка с металлическими пайетками и мехом черного песца. Вообще для костюмов Марлен я использовала много меха: это, помимо того, что в тридцатые годы мех был очень в моде, добавляло «звериности» и заземляло воздушную Вику.
Декорации ресторана «Магнолия» в берлинской серии – отдельный огромный восторг. Огромное помещение с полукруглой сценой и ступенями, элегантными вертикальными светильниками. Для этой сцены я выбрала для костюма Марлен очень тяжелую ткань из стальных пайеток цвета светлого серебра, которая весила около трех килограмм. Пришиты пайетки были на тонкий шифон из натурального шелка, что передавало тяжесть и пластичность материала. Костюм состоял из длинной юбки и жакета с открытой спиной и доверху закрытым по передней части. Дополняли костюм черные атласные перчатки и длинная горжетка из меха песца черного цвета. Уникальная ткань облегала фигуру актрисы, переливалась, струилась по телу тяжелыми фалдами и подчеркивала каждое движение, снятое в рапиде. Появление Марлен в зале ресторана, оформленного в духе немецкого монументального арт-деко, поражало.
Но был еще и Голливуд. Сцены на вилле Марлен мы снимали в Стамбуле, где провели замечательные две недели сьемок. Там дива появляется в атласном пеньюаре нежно голубого цвета с перьями марабу на рукавах – отсыл к ее «Голубому ангелу». В работе актеров есть безусловно что-то магическое. На вилле начали происходить удивительные вещи, у Вики Исаковой стали трансформироваться черты лица. Вика не узнавала себя в кадре. Стало очевидно – к нам пришла НАША Марлен.
#виктория исакова #вертинский #кино #сериал #первый канал #телевидение #премьера #костюмы в кино #за кадром #светлана тегин