Найти в Дзене
Первый канал

Как одевали Викторию Исакову для роли Марлен Дитрих. Рассказывает художник по костюмам сериала «Вертинский»

«Образ Марлен Дитрих казался мне самым легким по стилистике. Его сделали избитым частые копирования эстрадных певичек. Мужской костюм с бабочкой, цилиндр, тонкие вздернутые брови, красная помада. Казалось бы, что может быть проще? – Размышляет модельер и художник по костюмам сериала «Вертинский» Светлана Тегин. – Но на первой же примерке брючных костюмов с бабочкой, жабо и маленькими шляпками, которые любила Марлен, Виктория Исакова превращалась, то в Зинаиду Гиппиус, то в Анну Каренину...» Рассказывает модельер и художник по костюмам Светлана Тегин: – Я была рада, что на роль Марлен была утверждена Виктория Исакова, глубокая драматическая актриса. Это сразу давало заявку на уход от банальности. Я дружу с Викой давно и меня всегда поражала степень ее погружения в людей, которых она любит. Она абсолютно боевой товарищ, который подставит плечо, бросится грудью на амбразуру, вынесет на себе из огня, будет защищать от любой несправедливости. В этом она очень «Марлен». Пожалуй, на этом все

«Образ Марлен Дитрих казался мне самым легким по стилистике. Его сделали избитым частые копирования эстрадных певичек. Мужской костюм с бабочкой, цилиндр, тонкие вздернутые брови, красная помада. Казалось бы, что может быть проще?Размышляет модельер и художник по костюмам сериала «Вертинский» Светлана Тегин. – Но на первой же примерке брючных костюмов с бабочкой, жабо и маленькими шляпками, которые любила Марлен, Виктория Исакова превращалась, то в Зинаиду Гиппиус, то в Анну Каренину...»

Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих
Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих

Рассказывает модельер и художник по костюмам Светлана Тегин:

– Я была рада, что на роль Марлен была утверждена Виктория Исакова, глубокая драматическая актриса. Это сразу давало заявку на уход от банальности. Я дружу с Викой давно и меня всегда поражала степень ее погружения в людей, которых она любит. Она абсолютно боевой товарищ, который подставит плечо, бросится грудью на амбразуру, вынесет на себе из огня, будет защищать от любой несправедливости. В этом она очень «Марлен». Пожалуй, на этом все ее сходство с Дитрих заканчивается. Хотя есть еще одно – очаровательная костлявость, которой в сценарии восхищается Вертинский, но она наблюдается только в изящных кистях и коленках актрисы.

Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих
Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих

На первой же примерке брючных костюмов с бабочкой, жабо и маленькими шляпками, которые любила Марлен, Вика превращалась, то в Зинаиду Гиппиус, то в Анну Каренину. Полный провал! Вика – непревзойденная «drama queen» с ее аристократическими тонкими чертами лица, томным взглядом, чувственным ртом, длинной шеей, статью и покатыми плечами. Она – полная противоположность энергичной и порой даже резкой, стильно-сутулой Марлен. Вспомнилось, что Дитрих всегда хотела выглядеть более аристократично. Значит, можно искать тот образ, к которому она стремилась. Я стала пересматривать фильмы, принесшие ей известность «Голубой Ангел», «Шанхайской Экспресс» и «Марокко». Мне не хотелось цитировать знаменитые роли, я хотела найти зацепку: пропорцию, магическое формулу, которая поможет сделать превращение.

Марлен Дитрих. Эскиз Светланы Тегин
Марлен Дитрих. Эскиз Светланы Тегин

Я решила, что женственность в образе Марлен подчеркну перьями, мехами и перчатками. Ее перфекционизм – глянцевой поверхностью материалов. Ее строгость– силуэтами. Ее мужественность – элементами мужского костюма: белыми рубашками, фрачными жакетами-бабочками и шляпами. Плюс к этому, я выбирала для нее жесткие ткани, которые хорошо держат форму и силуэт, чтобы спрятать женственные формы актрисы. Так, ее костюмы в сценах на приемах, перед журналистами добавляют образу дивы мужественности и строгости, а в домашней обстановке она одета в струящиеся шелка, которые подчеркивают ее желанность. Дуня придумала Марлен гениальную манеру разговаривать. Наедине с Вертинским она должна была щебетать, а при журналистах или посторонних говорить поставленным низким голосом. Этот контраст я и подчеркнула пластической разницей тканей в ее костюмах.

Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих и Алексей Филимонов в роли Вертинского
Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих и Алексей Филимонов в роли Вертинского

В каждом эпизоде я делала акцент на силуэт и цвет платья. Меня предупреждали, что в кадре может оказаться только крупный план, и мы никогда не увидим костюм целиком, обувь, а уж тем более подкладку изделия. Но мне хотелось чистоты исполнения. Поэтому все мои костюмы сделаны с учетом хорошей посадки на фигуру, даже если предполагалось, что съемка будет ночная – с подкладкой, обувью, бельем, перчатками и так далее. Я была уверена, что все это поможет актерам в работе над ролью.

Оказалось, что в кино актрисы ведут себя иначе, чем в жизни. Даже во время подготовительного периода. Они пластичны и выносливы, когда этого требует подготовка к роли. Во время работы над костюмами Вика приезжала столько раз, сколько мне потребовалось. Иногда всей семьей, с мужем и дочерью, в единственный свой выходной за долгое время.

Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих
Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих

Мне не хотелось заменять натуральную ткань на искусственную там, где видна пластика материала, поэтому в костюмах Дитрих в основном я использовала натуральные ткани. За ними я отправилась за Италию на фабрики провинции Como. Поскольку бюджет был ограничен, я находила отрезы качественных тканей на стоковых складах и в итоге собрала роскошные материалы для всех героинь, практически не выйдя за рамки бюджета. Но были ткани, на которых я не могла экономить – они выглядели и стоили очень дорого. Например отрез ткани для Марлен с металлическими пайетками на 100% шелке был не только самым дорогим, но еще и самым тяжелым по весу.

Создание костюмов Марлен Дитрих
Создание костюмов Марлен Дитрих

Серия Марлен в Берлине 1930-х должна была быть в стиле арт-деко: все должно было быть графично, герметично и в холодных цветах. Такая тональная история, где одежда должна работать на контрасте со средой. Для этой серии я сделала для Дитрих черно-белые костюмы с довольно большими «мужскими шляпами», а для сцены, где Марлен танцует с Вертинским танго – костюм из тонкого шелка с металлическими пайетками и мехом черного песца. Вообще для костюмов Марлен я использовала много меха: это, помимо того, что в тридцатые годы мех был очень в моде, добавляло «звериности» и заземляло воздушную Вику.

Декорации ресторана «Магнолия» в берлинской серии – отдельный огромный восторг. Огромное помещение с полукруглой сценой и ступенями, элегантными вертикальными светильниками. Для этой сцены я выбрала для костюма Марлен очень тяжелую ткань из стальных пайеток цвета светлого серебра, которая весила около трех килограмм. Пришиты пайетки были на тонкий шифон из натурального шелка, что передавало тяжесть и пластичность материала. Костюм состоял из длинной юбки и жакета с открытой спиной и доверху закрытым по передней части. Дополняли костюм черные атласные перчатки и длинная горжетка из меха песца черного цвета. Уникальная ткань облегала фигуру актрисы, переливалась, струилась по телу тяжелыми фалдами и подчеркивала каждое движение, снятое в рапиде. Появление Марлен в зале ресторана, оформленного в духе немецкого монументального арт-деко, поражало.

Но был еще и Голливуд. Сцены на вилле Марлен мы снимали в Стамбуле, где провели замечательные две недели сьемок. Там дива появляется в атласном пеньюаре нежно голубого цвета с перьями марабу на рукавах – отсыл к ее «Голубому ангелу». В работе актеров есть безусловно что-то магическое. На вилле начали происходить удивительные вещи, у Вики Исаковой стали трансформироваться черты лица. Вика не узнавала себя в кадре. Стало очевидно – к нам пришла НАША Марлен.

Марлен Дитрих. Эскиз Светланы Тегин
Марлен Дитрих. Эскиз Светланы Тегин

#виктория исакова #вертинский #кино #сериал #первый канал #телевидение #премьера #костюмы в кино #за кадром #светлана тегин