Найти тему

Прог-рок 1970-х в новом альбоме Оксимирона — ничего себе! Что он там делает?

Музыкант Мирон Федоров приучил слушателей к тонким метафорам и отсылкам, после которых чувствуешь себя Моргенштерном на «Что? Где? Когда?». В этот раз Мирон даже посмеялся над нами строчкой «Все школьники штудируют Genius» — якобы без сайта, который помогает интерпретировать тексты стихов и песен, в его творчестве не разобраться. Зачастую это и правда так. Но не все отсылки Оксимирона текстовые.

Обратите внимание на трек «Празднуй». После резкого обрыва на 3:34 наступает классический прог-рок проигрыш практически на полторы минуты. Что-то похоже можно расслышать у психодел и прог-рокеров конца 60-х и начала 70-х вроде The Jimi Hendrix Experience или King Crimson. Возможно, это попытка натянуть сову на глобус, но давайте реально обратимся к дебютному альбому King Crimson 'In the Court of the Crimson King'.

King Crimson
King Crimson

King Crimson — тоже мастера метафор и скрытых смыслов, их творчество нужно разгадывать как ребус и разжевывать, как ириску. Возможно, главный хит группы — '21st Century Schizoid Man' посвящен тем же вещам, о которых поет Окси в «Празднуй»: проблеме сохранения ментального здоровья в эпоху, когда политики ведут свою игру, а эра потребления сбивает компасы людей.

• «Поэты голодают, дети истекают кровью. У него [человека] нет ничего, что ему действительно нужно», — King Crimson.

• «У наших рэперов мечты — синие галки, И над всеми нами синие мигалки», — Оксимирон.

King Crimson предрекают шизу в 21 веке из-за ужасов, которые творились в 20-м, а Оксимирон ее констатирует — действия властей непредсказуемы, поэтам нужны верификации, а не творческое развитие.

Прог-рок можно разглядеть даже на обложке альбома «Красота и Уродство», она же нарисована Борисом Гребенщиковым — человеком, на которого безусловно повлияло творчество King Crimson, ведь даже на свой последний альбом «Соль» он пригласил оттуда Мела Коллинза. Что изобразил БГ на обложке — остается только догадываться, но моя сентенция — на ней размазанное лицо, метафора к обезличенному современному человеку, живущему по шаблонам и шагающему по известным дорожкам, вместо того, чтобы открывать новые. В этом его уродство, но красота — в том, что он всё же еще человек.

King Crimson тоже всячески издевались над человеческими лицами на обложках своих работ — как правило это были гротескные уроды, символизирующие разложившуюся душу. По Мирону и ББГ уродство скорее в бездуховности и безличии. Наверняка можно копать глубже и находить больше сходств в тематике прог-рока и последней работе Мирона, например, никто не отменял религиозные отсылки как у King Crimson, так и у главного рэп-артиста России.

Кстати, более прямая отсылка на King Crimson есть у Канье Уэста в треке 'Power' — Канье просто взял оттуда семпл. То есть к прог-року в рэпе обращаются не впервые.

Оксимирон
Оксимирон

Всё это лишний раз доказывает, что чисто рэпа и чисто рока сейчас не существует, а границы между жанрами практически стерлись из-за влияния одного на другое и другого на одно, а ярлыки вроде рэп кал или рок мертв себя попросту изжили.

Новости и тексты о рок-музыке каждый день в телеграм-канале «Косуха»