Найти тему
шашлыквода

Чтение марафоном: как читать и осмыслять художественную литературу системно и нужно ли это делать / Вторая часть

Оглавление

<<Первая часть

Глава Первая. Как?

Весьма очевидно, что многие элементы можно привести в систему, однако эта система должны быть живой и динамичной, а значит необходимо разумно подойти к вопросу. Все хорошо, но что это значит. Для первого своего марафона я решила выбрать Агату Кристи. У нее есть несколько основных персонажей, а также отдельные произведения. Которых к слову весьма не мало!

Есть несколько основных и очевидных вариантов того как ко всему этому делу подступиться. Давайте на примере этого марафона разберем какие варианты есть (на самом деле, я подозреваю, что их количество бесчисленно), и почему некоторые более оптимальны (как минимум для меня)

В хронологии написания

Можно просто взять все произведения автора и начать читать их в порядке написания или порядке издания (уже первые сложности, но не всегда)

Плюсы:

  • Мы наблюдаем развитие стиля автора
  • Поднимаясь над каждым отдельным произведением, глубже и шире видим развитие тем отдельных произведений в контексте всего творчества писателя
  • Соотносим произведения автора с его биографией и жизнью - весьма интересно

Минусы:

  • Внутренняя хронология историй может потеряться
  • При первом знакомстве с автором и его творчество, данный подход может смещать фокус с отдельных произведений, отчего они вполне себе теряют в привлекательности.

Разумеется данный список плюсы/минусы не полный и открытый. Но этого нам достаточно, чтобы понять как именно мы будем читать Агату Кристи. Разумеется делаем поправку на такие факторы как :

  • выносливость в чтении (как много, как регулярно и как часто вы ХОТИТЕ читать худ.литературу)
  • характер вашего интереса (вам интересен автор, его стиль, проблемы которые он поднимает или другие аспекты его творчества)
  • количество и объем трудов писателя

Далее мы видим, что:

  • Агата Кристи создала весьма много произведений, учитывая мои силы и свободное время на чтение всего подряд у меня ушел бы год. Добавляем сюда вероятность устать от довольно однообразного контента (очень грубо, но при всех заслугах и специфике каждого произведения, Кристи пишет про одних и тех же людей, примерно в одно и тоже время, а еще ее произведения чисто жанровый детектив). В конечном итоге спустя несколько месяцев я действительно устала)
  • У писательницы есть автобиография, да и жизнь ее примечательна и интересна, что не раз находило отражение в ее работах. Казалось бы это плюс. Но как бы не так. Снова - специфика автора - жанр классического детектива. И Кристи без стеснения в своей биографии кидает в нас спойлеры. Так что еще один повод читать ее именно в таком порядке потерян.

Однако, некоторых авторов можно читать в таком порядке. Это связано и со спецификой и с личностью писателя. Я бы советовала в таком ключе посмотреть на труды Ф.М. Достоевского, Ф.С, Фицджеральда и похожих авторов. Да, они тоже пишут об одних и тех же людях (в широком смысле), об одной и той же эпохе. Однако в их творчестве порой очень полезно посмотреть на эти темы именно через "метапризму".

-2

Сюда же можем добавить и таких как: Дж. Остин, Э.М. Ремарк, Г.Г. Маркес

-3

А с трудами какого автора вы бы предпочли знакомиться в хронологическом порядке? Согласны со мной или нет - милости прошу в комментарии!

В хронологии повествования

Небо и земля, инь и янь, черное и белое. Данный способ полная противоположность предыдущему.

Существую авторы, создающие большие миры или множество миров, которые их выстраивают именно таких образом, чтобы читатель правильно погружался в этом мир. Очевидно, что самый яркий пример Дж. Толкиен и его мир.

-4

Здесь однако есть свои нюансы. Здраво оцениваем свои силы/интерес и полноту мира. Честно признаюсь, мои недавние попытки занырнуть в Дюну Френка Герберта увенчались провалом.

-5

Если у автора существую разные миры/персонажи или вы сами можете с помощью гугла и таких вот умников как я выделить подходящие вам по объему логичные блоки, то все это окупится (или нет? - интригу сохраняем для следующей части).

Именно в таком формате я решила подступить к произведениям Кристи.

Изучила полную библиографию

И поняла, что:

  • у нее существует несколько персонажей-детективов, которые не пересекаются
  • есть отдельные произведения
  • есть большая проза (условно, разумеется) и малая
  • интереснейшая автобиография (к которой лучше всего подступать после прочтения всего-всего)

Я решила начать с цикла про Пуаро, так как снова подсела на старый сериал с Дэвидом Суше.

Мое мнение про сериал в двух словах (позже все-таки планирую написать пост) - идеальный каст, отправительная адаптация сюжетов Кристи.

О самом цикле Пуаро с полным списком и хронологией я напишу чуть позже.

Также для меня было важным аспектом то, что Кристи - англоязычный автор, а мне нужно было перебарывать барьеры первых книг на иностранном языке. Ну вы поняли, другой разговор - другой пост.

Беспорядочное чтение

Что это в небе? Оксимирон? Оксюморон? Нет, просто напоминание, что к любимым произведением можно возвращаться, в том числе и беспорядочно, читая книги с середины и заканчивая началом. А еще некоторых авторов можно читать стихийно, порой одним холодным маем нам очень близок Гессе в его "Демиане", но вот уже в июне никак не читается "Степной волк" (история основана на реальных событиях).

Как по мне системное чтение нужно не только и далеко не в первую очередь в контексте эффективности, суперпродуктивности и попыток усидеть на 10 стульях, оно про понимание автора и понимание себя. Для разных целей и задач.

Следующая часть>>

-6

Дополнительно

Иконки, задействованные в оформлении обложек