<<Первая часть
Глава Первая. Как?
Весьма очевидно, что многие элементы можно привести в систему, однако эта система должны быть живой и динамичной, а значит необходимо разумно подойти к вопросу. Все хорошо, но что это значит. Для первого своего марафона я решила выбрать Агату Кристи. У нее есть несколько основных персонажей, а также отдельные произведения. Которых к слову весьма не мало!
Есть несколько основных и очевидных вариантов того как ко всему этому делу подступиться. Давайте на примере этого марафона разберем какие варианты есть (на самом деле, я подозреваю, что их количество бесчисленно), и почему некоторые более оптимальны (как минимум для меня)
В хронологии написания
Можно просто взять все произведения автора и начать читать их в порядке написания или порядке издания (уже первые сложности, но не всегда)
Плюсы:
- Мы наблюдаем развитие стиля автора
- Поднимаясь над каждым отдельным произведением, глубже и шире видим развитие тем отдельных произведений в контексте всего творчества писателя
- Соотносим произведения автора с его биографией и жизнью - весьма интересно
Минусы:
- Внутренняя хронология историй может потеряться
- При первом знакомстве с автором и его творчество, данный подход может смещать фокус с отдельных произведений, отчего они вполне себе теряют в привлекательности.
Разумеется данный список плюсы/минусы не полный и открытый. Но этого нам достаточно, чтобы понять как именно мы будем читать Агату Кристи. Разумеется делаем поправку на такие факторы как :
- выносливость в чтении (как много, как регулярно и как часто вы ХОТИТЕ читать худ.литературу)
- характер вашего интереса (вам интересен автор, его стиль, проблемы которые он поднимает или другие аспекты его творчества)
- количество и объем трудов писателя
Далее мы видим, что:
- Агата Кристи создала весьма много произведений, учитывая мои силы и свободное время на чтение всего подряд у меня ушел бы год. Добавляем сюда вероятность устать от довольно однообразного контента (очень грубо, но при всех заслугах и специфике каждого произведения, Кристи пишет про одних и тех же людей, примерно в одно и тоже время, а еще ее произведения чисто жанровый детектив). В конечном итоге спустя несколько месяцев я действительно устала)
- У писательницы есть автобиография, да и жизнь ее примечательна и интересна, что не раз находило отражение в ее работах. Казалось бы это плюс. Но как бы не так. Снова - специфика автора - жанр классического детектива. И Кристи без стеснения в своей биографии кидает в нас спойлеры. Так что еще один повод читать ее именно в таком порядке потерян.
Однако, некоторых авторов можно читать в таком порядке. Это связано и со спецификой и с личностью писателя. Я бы советовала в таком ключе посмотреть на труды Ф.М. Достоевского, Ф.С, Фицджеральда и похожих авторов. Да, они тоже пишут об одних и тех же людях (в широком смысле), об одной и той же эпохе. Однако в их творчестве порой очень полезно посмотреть на эти темы именно через "метапризму".
Сюда же можем добавить и таких как: Дж. Остин, Э.М. Ремарк, Г.Г. Маркес
А с трудами какого автора вы бы предпочли знакомиться в хронологическом порядке? Согласны со мной или нет - милости прошу в комментарии!
В хронологии повествования
Небо и земля, инь и янь, черное и белое. Данный способ полная противоположность предыдущему.
Существую авторы, создающие большие миры или множество миров, которые их выстраивают именно таких образом, чтобы читатель правильно погружался в этом мир. Очевидно, что самый яркий пример Дж. Толкиен и его мир.
Здесь однако есть свои нюансы. Здраво оцениваем свои силы/интерес и полноту мира. Честно признаюсь, мои недавние попытки занырнуть в Дюну Френка Герберта увенчались провалом.
Если у автора существую разные миры/персонажи или вы сами можете с помощью гугла и таких вот умников как я выделить подходящие вам по объему логичные блоки, то все это окупится (или нет? - интригу сохраняем для следующей части).
Именно в таком формате я решила подступить к произведениям Кристи.
Изучила полную библиографию
И поняла, что:
- у нее существует несколько персонажей-детективов, которые не пересекаются
- есть отдельные произведения
- есть большая проза (условно, разумеется) и малая
- интереснейшая автобиография (к которой лучше всего подступать после прочтения всего-всего)
Я решила начать с цикла про Пуаро, так как снова подсела на старый сериал с Дэвидом Суше.
Мое мнение про сериал в двух словах (позже все-таки планирую написать пост) - идеальный каст, отправительная адаптация сюжетов Кристи.
О самом цикле Пуаро с полным списком и хронологией я напишу чуть позже.
Также для меня было важным аспектом то, что Кристи - англоязычный автор, а мне нужно было перебарывать барьеры первых книг на иностранном языке. Ну вы поняли, другой разговор - другой пост.
Беспорядочное чтение
Что это в небе? Оксимирон? Оксюморон? Нет, просто напоминание, что к любимым произведением можно возвращаться, в том числе и беспорядочно, читая книги с середины и заканчивая началом. А еще некоторых авторов можно читать стихийно, порой одним холодным маем нам очень близок Гессе в его "Демиане", но вот уже в июне никак не читается "Степной волк" (история основана на реальных событиях).
Как по мне системное чтение нужно не только и далеко не в первую очередь в контексте эффективности, суперпродуктивности и попыток усидеть на 10 стульях, оно про понимание автора и понимание себя. Для разных целей и задач.
Следующая часть>>
Навигация по каналу
Навигация в разделе о литературе
Дополнительно
Иконки, задействованные в оформлении обложек