Найти в Дзене

УКЭП: какие изменения ждут в 2022 году

Изменяющееся законодательство в области применения электронной подписи несет несколько больших блоков (поправок). Одними из самых обсуждаемых в СМИ, в бизнес кругах и среди авторизованных удостоверяющих центров (АУЦ) в 2021 году стали новые правила аккредитации удостоверяющих центров. АУЦ – это уполномоченные государством организации, которые вправе создавать сертификаты квалифицированной электронной подписи (УКЭП), при помощи которых сдают бухгалтерскую и налоговую отчетность, подписывают счета-фактуры и т.п. Итак, с 1 июля 2021 года вступили в силу изменения, касающиеся правил аккредитации УЦ. Напомним, аккредитация – это процедура подтверждения соответствия удостоверяющего центра единым требованиям. Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до 1 июля 2020 года, были вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты лишь до 1 июля 2021 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). Квалифицированные сертификаты, выданные вышеуказанными АУЦ, в любом случае

Изменяющееся законодательство в области применения электронной подписи несет несколько больших блоков (поправок). Одними из самых обсуждаемых в СМИ, в бизнес кругах и среди авторизованных удостоверяющих центров (АУЦ) в 2021 году стали новые правила аккредитации удостоверяющих центров. АУЦ – это уполномоченные государством организации, которые вправе создавать сертификаты квалифицированной электронной подписи (УКЭП), при помощи которых сдают бухгалтерскую и налоговую отчетность, подписывают счета-фактуры и т.п. Итак, с 1 июля 2021 года вступили в силу изменения, касающиеся правил аккредитации УЦ. Напомним, аккредитация – это процедура подтверждения соответствия удостоверяющего центра единым требованиям.

УКЭП: какие изменения ждут в 2022 году
УКЭП: какие изменения ждут в 2022 году

Удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до 1 июля 2020 года, были вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты лишь до 1 июля 2021 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ). Квалифицированные сертификаты, выданные вышеуказанными АУЦ, в любом случае не действуют после 31 декабря 2021 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Если АУЦ прошел аккредитацию после 1 июля 2020 года, он имеет право выдавать сертификаты УКЭП для юридических и физических лиц и после указанной даты. Выдача сертификатов УКЭП такими АУЦ для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов возможна до 31 декабря 2021 года включительно. Сертификат УКЭП физического лица, выданный таким АУЦ после указанной аккредитации, действует до окончания срока – без ограничения по 1 января 2022 года.

Перечень АУЦ, с указанием даты аккредитации опубликован на сайте Минцифры России в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров».

Отметим, что удостоверяющий центр Такском 18 мая 2021 года в соответствии с решением Правительственной комиссии первым в России получил аккредитацию согласно новым требованиям. И продолжает оформлять электронные подписи юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физлицам в соответствии с требованиями обновлённого Федерального закона № 63-ФЗ.

Другим значимым для индивидуальных предпринимателей новшеством стало появление удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы (ФНС). С 1 апреля 2021 года АУЦ ФНС объявил о старте пилотного проекта по выдаче сертификатов руководителям юридических лиц и ИП. Закон об электронной подписи дает право Федеральной налоговой службе привлекать доверенных лиц к процедуре выдачи сертификатов УКЭП. Полный перечень доверенных лиц станет известен в конце 2021 года.

В качестве владельца квалифицированного сертификата указывается также физическое лицо, действующего от имени юридического лица без доверенности. УКЭП для юридического лица и для ИП оформляются по новым правилам бесплатно.

Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации. АУЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S и другие, соответствующие установленным требованиям. Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) УКЭП и сертификатов к ним.

Как получить УКЭП индивидуальному предпринимателю? Во-первых, подать заявление на выдачу сертификата. Во-вторых, приобрести носитель, на который ФНС запишет электронную подпись. Он должен быть в форм-факторе USB-токенов Type-A и иметь действительный сертификат соответствия, выданный ФСБ России или ФСТЭК России. Руководителю нужно лично посетить инспекцию. Это требование введено специально, чтобы убедиться в личности получателя. Можно обратиться в любое отделение, а не только в то, где организация поставлена на учет. С собой потребуется взять паспорт, СНИЛС, флешку-токен и сертификат соответствия на токен. И, наконец, для работы с подписью, нужно установить средство криптозащиты на компьютер — программу КриптоПро CSP.

УКЭП действительна один год. В соответствии с законом срок действия всех выданных до 1 июля 2021 года КЭП закончится 1 января 2022 года. Если срок цифровой подписи не истекает, то прямо сейчас менять её не нужно, она будет действовать или до конца года, или до истечения срока подписи, если он наступает раньше.

Источник: https://www.ovc.ru/