Найти тему
Black Caviar Games

Что такое игровая логика

Игра состоит из множества компонентов, но главный из них - это геймплей, игровой процесс как таковой. Если его нет, значит перед нами нечто иное: фильм, клип, интерактивный мультик или что-то еще. Геймплей должен следовать определенной логике, чтобы не быть просто набором хаотичных действий игрока или неких событий внутри мира игры.

Игровая логика - это комплекс закономерностей, обеспечивающих единство геймплея, четкие связи между его элементами. Проще говоря - правила игры. Действие А приводит к событию B - например, выстрел в противника из плазменной пушки приводит к получению им 50 единиц урона. Или за приближением игрока к невидимой “стене” локации следует появление сильных монстров-NPC (как в Subnautica с ее левиафанами).

Перед каждым начинающим геймдизайнером или соло-разработчиком встает закономерный вопрос:

Как построить игровую логику?

-2

Игровой цикл

Нужно, чтобы игрок совершал некие действия и взаимодействовал с миром игры, пытаясь достичь определенной цели (или результата). Его необходимо поощрять, чтобы интерес к процессу не пропадал. Забить противнику больше мячей, чем пропустить от него; принести флаг неприятельской команды на свою базу или просто убить всех монстров, оставшись в живых самому. Это - core gameplay, базис всей игры.

С ним связаны основные и дополнительные фичи. Первые образуют с геймплеем так называемый игровой цикл или core loop. Скажем, в Mario это “беги - преодолевай препятствия / врагов - спасай принцессу”. В играх серии Pokemon - “лови - тренируй - сражайся”. Другие примеры: “сражайся - собирай лут - качайся (повышай уровень)”.

Дополнительные фичи решают факультативные задачи - например, удержание игрока или привлечение новых пользователей. Игровой цикл нормально функционирует и без них, но они помогают мотивировать игрока на активность “сверх плана”. Примеры таких фич - мини игры, награды (скины, предметы, оружие), сайд-квесты и т.д.

Вводя новую фичу, разработчик должен четко ответить на вопрос “Зачем?”. Понимать какую геймдизайнерскую задачу он решает - что это дает игроку и как он будет с этим взаимодействовать.

-3

Игровые механики

Игровая механика - способ взаимодействия пользователя с игровыми объектами. Это конкретизация действий, из которых состоит игровой цикл. Основные механики, встречающиеся в большинстве проектов - это бой (или “боёвка”), экономика и прогресс.

Бой понимается в широком смысле. Это не только физическое противостояние с противником, но и соревнование в целом: кто соберет больше драконьих яиц, забьет больше шайб или съест больше бургеров. Психологически эта механика связана с азартом и привычкой людей сравнивать (“я что, хуже?”). Естественно, всякая “боёвка” базируется на сложной математике.

Экономика в играх - это добыча и обмен ресурсами. Не обязательно между игроками. Экономика есть и в сингловых проектах, в том числе, на первый взгляд, простых.

Под прогрессом мы имеем в виду прогресс сюжетный, развитие персонажа или даже самого игрока. Если с первым и вторым все, в целом ясно, то третий - это ситуация, когда игра требует от пользователя становиться быстрее, умнее, хитрее и т.д. Например, с нарастанием сложности по мере прохождения уровней.

Разные сочетания и приоритизации механик дают разные жанры. В стратегиях доминирует экономика, а файтинги или beat’em up - это почти чистая “боёвка”.

-4

Награда

Если кроме игрового цикла в игре ничего нет, то игрок вряд ли останется в ней надолго. Нужно искать способы удержания интереса. Хороший вариант, который мы уже немного затронули - это награда.

Награды могут существовать в форме статуса или контента, быть коллективными (социальными) или индивидуальными. Статус дает игроку повод для гордости за свои достижения - это может быть редкий элемент экипировки или экзотическое оружие, при виде которого его “коллеги” скажут “Вау! Где ты это нашел?”. Недооценивать значение такой награды не стоит, человеку важны социальные, в том числе репутационные последствия своих действий.

В контенте важны утилитарные характеристики награды - скажем, параметры предмета (урон, сопротивление и т.д.). Такую награду игрок захочет получить ради того, чтобы эффективнее решать игровые задачи - легче побеждать мобов, преодолевать препятствия и т.д. Коллективная награда дает бонус группе, гильдии или клану, индивидуальная - конкретному игроку.

Коллективные и статусные награды - хороший инструмент для MMO-игр или проектов, в которых есть рейтинг игроков (а, значит, соревновательный элемент).

-5

Заключение

Выстраивание игровой логики - сложная и многоплановая геймдизайнерская задача. Ее решение зависит от многих параметров - прежде всего жанра, но также платформы и сегмента рынка. В мобильном гиперказуальном проекте основной игровой цикл будет простым и не нагруженным фичами. В большой MMORPG - комплексным и связанным с дополнительными.

Помните: первичен геймплей, а не контент! Если он прозрачен, интересен и понятен, то нарастить на него “красивости” для антуража и добавить глубины вы всегда успеете.